Результаты
От редактора Обзоры Рецензии Статьи Cathedral Pages Былое MP3-Архив Фото King Crimson В начало E-mail

Рихард Шварц - Обращение к молодым композиторам

На днях на мой е-мэйл пришло письмо от композитора Рихарда Шварца.
К письму прилагались две статьи. Одну из которых, несмотря на то,
что данные материалы ранее публиковались на других сайтах, я решил
разместить, с позволения автора, конечно, также и на «Результатах».
АТ


Я, Шварц Рихард Рихардович, потомственный Питерянин, родился 19-03-1935г в Ленинграде. Мой прадед Фёдор Фёдорович Шварц - артист оркестра Императорского театра балета (теперь Мариинка), дед Франц Фёдорович - известный цветовод, получил гран-при на Выставке в Париже, отец Рихард Францевич - до Революции служащий купеческого банка на Невском. После революции - гл. бухгалтер Ленэнерго, погиб в блокаду. Сразу после смерти отца семья наша: мама Мария Яковлевна, сестра и нас три брата, были репрессированы, сосланы на крайний Север, пос. Новый Порт. После возвращения в Ленинград учился в Ремесленном училище и в вечерней школе. Работал токарем на заводе, откуда был призван в Армию. После Армии работал художником. Пел в хоре Молодых рабочих при консерватории. Позже закончил Академию культуры. Самостоятельно изучал композиторское мастерство. Сейчас автор музыки для детей, камерной музыки, романсов, крупных симфонических сочинений.

 

 

ТЕРЯЕМ СВОИХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ
ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ КОМПОЗИТОРАМ

Ряды филармонических слушателей с каждым годом  не становятся  больше (часто залы почти наполовину пусты), хотя кладезь самой музыки неисчерпаем. «Поп-музыка», подменяя подлинные ценности на фальшивые, все больше и больше  завоевывает души людей, даже тех людей, которые в недавнем прошлом посещали симфонические концерты. Почему симфоническая музыка не вызывает достойный интерес?  Это уже давно беспокоило людей. Еще Б.Асафьев писал об опасности заумной музыки. Об этом писал и В.Гаврилин. Ситуация пока не изменилась к лучшему. Почему так происходит?

Некоторые современные композиторы, пишущие серьезную музыку, в основном хотят быть новаторами и писать такую музыку, которая, по их мнению, есть новое слово в искусстве. Хотят быть открывателями чего-то нового. Это прекрасно, но они часто не задумываются о своем назначении в обществе как художника – творца. Правда, может быть, происходит это еще и потому, что в настоящее время возможность быть исполненным настолько мала, что композитор замыкается в себе и говорит: «мне не нужны слушатели, я творю для себя». Как бы говоря: «Наше дело прокукарекать, а там хоть не  рассветай». Стремясь быть «современными», они в итоге  теряют то, что определило бы – для кого и для чего служит музыка.  Их музыка безразлична к переживаниям и человеческим чувствам. Она, по выражению одного из композиторов, как дистиллированная  вода, выхолощенная от жизненно необходимых  элементов. Выходит так - звуки есть, разработка материала есть, архитектоника выдержана, форма есть, а самой музыки, как таковой, нет.

Недавно прошел Всероссийский конкурс композиторов имени А.П.Петрова. Сам Андрей Павлович внес неоценимый вклад  своей музыкой в создание взаимопонимания между слушателем и композитором. На конкурсе в номинации «симфоническая музыка»  был представлен концерт для фортепиано с оркестром,  вошедший в финальный концерт конкурса.  По отзывам самих исполнителей, это сочинение прямой пример, где все есть кроме самой музыки, оно могло бы быть не более как курсовой работой студента консерватории. Но ведь оно было выдвинуто как произведение, претендующее на премию лауреата. А может быть это ширма -  использовать усложненную форму выражения для скрытия  своей посредственности? А как объяснить в этом случае позицию профессионального жюри?  Такая тенденция – исполнять в концертах такие сочинения – уже сделала свой пагубный вклад,  отбив охоту слушать современную музыку. Не только слушать,  но и исполнять. Многие известные музыканты пренебрегают ставить их в свой репертуар.  И  когда все таки такие сочинения исполняются, большинство слушателей после концерта уходят недовольными. Если люди видят на афише новое имя, они считают, что это современный композитор и, конечно, не хотят идти на этот концерт. Вышло так – та колоссальная работа, которая была проделана А.П.Петровым, не упрочивается, а разрушается.

Таким образом, симфонические концерты теряют своих почитателей. Становится  понятным,  почему в  настоящее время, так как государству до этого нет дела, чтоб выжить, симфонические оркестры и их руководители, связанные с экономикой репертуарной  политики, формируя свой репертуар, включают в него, в основном, классику – музыку, написанную не современными композиторами, а музыку, широко известную, повторяющуюся из года в год, узнаваемую в любом ее фрагменте.  Я не хочу сказать, что  современные изыски в искусстве не имеют права на жизнь. Они необходимы для узких специалистов, для лабораторных показов, где, изучая их, художник смог бы найти необходимый строительный материал для создания своего художественного образа.

Сочинения, написанные в угоду форме, часто напоминают мне архитектурное сооружение, в котором есть все: и фундамент, и крыша, и вид, и даже учтена инсоляция, а жить в таком здании человеку нельзя, его даже нельзя использовать как складское помещение. Художник живет на земле среди ему подобных, дышит тем же воздухом, ест ту же пищу. Ощущает тепло и холод, радуется или страдает, помнит или забывает. Тонкости  всех этих чисто человеческих чувств зачастую невозможно передать только словами. Человек настолько широк и многогранен, что для выражения всего, что заложено в нем Богом, нужно нечто особое, коим является  искусство. Жизнь настолько не совершенна, что если глубоко подумать, становится страшно. Настоящий художник – это тонко чувствующее существо, которое на современном этапе развития общества не может избрать позицию: «моя хата с краю» и выражать только себя для себя, его назначение – совершенствовать саму жизнь. Иначе он предатель! 

Жизнь и искусство – это те две параллельные прямые, о которых спорят ученые, им суждено в конце концов пересечься. Интересно подметить, что искусство многое взяло из жизни (то, что раньше в искусстве обвинялось в натурализме – теперь это стало нормой). А жизнь? Посмотрите вокруг и вы увидите многое, что пришло в нее из искусства. Проникновение жизни в искусство и искусства в жизнь происходит постоянно, это в итоге приведет к тому, что жизнь станет искусством, а искусство станет жизнью. А ведь это есть движение,  которое шлифует, огранивает в человеке человечное. Только в этом случае нравственности, добру не надо иметь «зубы» и «чугунные локти». Входя в жизнь, искусство ненавязчиво вынуждает субъект к сотворчеству. Тут-то и скрыто истинное назначение художника – включать людей в орбиту творчества.

Все беды на земле происходят от предательства человечного в человеке, когда человек  лжет себе и собой. Я понимаю, что жизнь такова, что иногда приходится поступаться правдой. Но есть ли в жизни такие моменты, когда человек не может лгать? Конечно есть! Это происходит тогда, когда человек находится в процессе творчества.  Правда – созидательна, ложь – разрушительна. Наверно, потому много болезней и такая короткая жизнь у человека, что часто делаем не то, что думаем – лжем себе и собой.  

Из всех видов искусства, в которых труднее всего лгать, это музыка и как тень ее - изобразительное творчество. Музыка не материальна т.к. строительным материалом является звук, то есть колебания, которые только в мозгу субъекта становятся звуком. Что такое музыка? Музыка есть манипуляция со звуками различной высоты, тембра, длительности, подчиненная эмоциям и рассудку. Уместно здесь вспомнить замечательные слова немецкого писателя Карла Юлиуса Вебера: «музыка есть всеобщая истинная человеческая речь». Его слова подкрепляют значимость музыки в жизни общества. Памятуя все выше сказанное, композитор должен соответствовать своему божественному назначению.

Я вовсе не против авангарда! Необходимость этого явления очевидна. Однако широкой публике это ни к чему. Оно, чтоб смогло быть понятым, как специи в еде, должно умело подаваться в строгих дозах. Авангард своими отклонениями от общепринятых норм уже помог  в  различных  разделах  науки -  появлению кибернетики, нанотехнологий и пр. В искусстве авангардность же должна очень профессионально использоваться художником. Иначе получается то архитектурное сооружение, о котором я уже говорил выше. Работая только в авангардной манере, художник теряет те соки, которые питают его же жизнь. Как маленькому ребенку, который взяв в руки карандаш и нарисовав, что то, необходимо услышать от мамы добрые слова поддержки, чтоб не угасла искра творчества, то есть необходим контакт с потребителем творчества (при пустом зале и талантливый актер нем).  Иначе говоря, без обратной связи  нет движения жизни!

Художник своим творчеством должен помогать совершенствоваться душе и интеллекту. Следовательно, его творчество должно восприниматься! Легкая музыка воспринимается более широким кругом слушателей. На мой взгляд, композиторы пишущие серьезную музыку, не должны пренебрегать теми особенностями, которые имеет популярная музыка и в большей степени фольклор. Композиторы, по словам В.Гаврилина, должны уметь выражать свои мысли так, чтоб были понятны  как можно большему количеству людей. Нужно, чтоб композиторы почувствовали ответственность за жизнь собственной музыки. Настоящим произведением искусства, является то, которое заключает в себе триединство – прошлое, настоящее и философский взгляд в будущее,  несущее в себе высокую идею. Я не говорю о прописных истинах: драматургии, развитии, художественном образе и о трех признаках, выдвинутых Л.Толстым: свежесть чувства, ясность выражения, искренность. Молодые композиторы должны  изучать не только композицию и все, что связано с ней, но и саму жизнь! А учебные заведения, готовящие художников, должны ввести в учебные программы  предметы, способные помочь студентам разбираться  в различных  жизненных перипетиях.

Если это произойдет, то только тогда произведения современных композиторов станут интересными для широкого слушателя, только тогда появится возможность совершенствоваться душе и интеллекту у широкого круга людей, тогда отпадет проблема наполняемости  концертных залов. Я уверен в том, что тогда молодым композиторам будет, что сказать. 

Это рассмотрен только один аспект причины, по которой  не прибавляется слушатель серьезной музыки. Есть еще и другой. Всем известно, что человеческий мозг и сознание людей способны  к изменению.  Этим-то и пользуются для того, чтоб превратить честность и порядочность в пережиток прошлого, а беззастенчивость, ложь, наглость, садизм  в необходимый атрибут общения, люди, задавшиеся целью сделать Россию  сырьевым  придатком. Телевидение, литература, чиновничий  отряд  щедро оплачивается для того, чтоб возводить в добродетель  бюрократизм  и  волокиту. Хорошо оплаченная «поп-музыка»,  направлена на то, чтоб изображать и  прославлять самые низменные человеческие чувства. Девичья  девственность, не просто так, от нечего делать, данная Богом, высмеивается самими же девочками. Что это?!  Это результат работы той культуры, которую несут в себе и телевидение, и фильмы, и конечно же, пошлая «поп-музыка», для  которой  не  находится  настоящей альтернативы!

Я обращаюсь  к  молодым  композиторам: «Вспомните ваших гениальных предков: Пушкина, Глинку, Мусоргского, Достоевского, Шостаковича и многих других настоящих патриотов, направьте свой талант  и  энергию на борьбу с пошлостью и бескультурием»! Перефразируя слова Федора Михайловича  Достоевского, скажу так: «МУЗЫКА  СПАСЕТ  МИР»!  

Композитор Рихард Шварц.


 



» 13 января 2016 King Crimson mk8: Paris, Olympia, September 22, 2015
» 20 января 2012 Вадим Ганжа - звук превыше всего!
» 01 декабря 2010 Рихард Шварц - Нужна ли электронная музыка?
» 24 июля 2008 «СЛАБОНЕРВЫХ ПРОСИМ УДАЛИТЬСЯ…» «Правда Севера» 5 февраля 1988 г.
» 10 марта 2005 Robert Fripp: Archive articles
» 10 февраля 2005 Tuneless Music by Trey Gunn
» 17 сентября 2004 Джими Хендрикс - 18 сентября 1970 года
» 11 мая 2004 Зачем же так сильно хвалить Кальницкого и так слабо ругать Фриппа?
» 24 февраля 2004 Четыре статьи Роберта Фриппа (архив 1980-1981)
» 03 февраля 2004 Чеслав НЕМЕН (главы из книги Вацлава Панека)
» 20 января 2004 Чеслав Немен (1939-2004)
» 16 декабря 2003 Две версии обмана Фриппа
» 14 ноября 2003 Об одном «кримзоноведе» и методах его работы
» 12 ноября 2003 Журнал "Результат" - Своё Дело - это Рок в твоей жизни
» 11 сентября 2003 HYBRYDS - ритуально-мистическая музыка из Бельгии
» 21 июля 2003 KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (рассказ о концерте)
» 06 июня 2003 ФОРМА КИСТИ - к концерту King Crimson в Москве
» 29 мая 2003 KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (перед концертом)
» 22 мая 2003 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ФИЛОФОНИСТА
» 07 мая 2003 KING CRIMSON - The Power To Believe
» 07 марта 2003 Grundik + Slava - Уроки музыки или прогулки дилетантов
» 07 марта 2003 Александр ГАВЗОВ - интервью журналу Gaze Into A Gloom (Рига)
» 03 марта 2003 ЗАЕВ И "УМЕР": эта штука посильнее, чем...
» 27 февраля 2003 KING CRIMSON, TCOL tour
» 26 февраля 2003 ХИМЕРА «ZU-DWA»
» 20 февраля 2003 VISHUDDHA KALI "Prem Genocide"
» 14 февраля 2003 Дискография CAPTAIN BEEFHEART & HIS/THE MAGIC BAND
» 13 февраля 2003 Captain Beefheart - ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ
» 27 декабря 2002 Полеты во сне и наяву - Архангельск посетил шаман с Алтая
» 27 декабря 2002 Кирпичи, террористы и пиво с Зорном - Антон Батагов
» 27 декабря 2002 Антон Батагов "Like Bach On Coca-Cola или о пользе алкоголизма"
» 11 февраля 2002 СТЕНОГРАММА #1
» 11 февраля 2002 POPOLZNOWENJE
» 11 февраля 2002 Про Pink Floyd
» 11 февраля 2002 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА "ТИФ"
» 09 февраля 2002 Klaus SCHULZE - BEYOND RECALL
» 07 февраля 2002 Радиотеатр им.А.В.Мезенцева
» 06 февраля 2002 The Residents in Moscow
» 01 января 2002 Статьи
www.atvc.ru