Результаты
От редактора Обзоры Рецензии Статьи Cathedral Pages Былое MP3-Архив Фото King Crimson В начало E-mail

Рихард Шварц - Нужна ли электронная музыка?

До настоящего времени вся музыка придумывалась в ключе возможного исполнения голосом, языком, губами, пальцами, ногами. Но хотим мы этого или не хотим, музыка существует и за пределами возможного её исполнения таким способом. Электроника дала человечеству новые возможности раскрытия своих творческих способностей даже человеку, не умеющему владеть ни одним из музыкальных инструментов. Такой подход к проявлению человеком творческих способностей в музыке наконец даёт возможность развить музыкальное мышление у каждого.           

Музыка за время своей истории (беря во внимание её начало) развилась настолько, что творение в ней (выражение себя как личности) стало уделом избранных. Малодоступность ущербна и для самого развития музыки. Она из-за этого теряет свою сущность. Примерами являются неудачные опусы серьёзной музыки. Спасут её в итоге не «цеховые мастера», а массы, которые и проявляют сейчас о ней активную заботу. Здесь  очевидно противоречие между потребностью в музыке у всех и невозможностью всем быть в ней творцом.

Исполнительская техника на всех музыкальных инструментах сейчас очень сложна и только единицы людей, при многолетнем обучении, становятся яркими индивидуальностями в музыке. Это происходит из-за того, что биосоциальный код личности не совпадает с клише, предложенного самой жизнью. И для того, чтоб овладеть современной исполнительской техникой на музыкальном инструменте, личности приходится тратить колоссальные, жизненно важные ресурсы психической и физической энергии, приспосабливая себя к инструменту и технологии. Этим самым нивелируя себя как личность. Появление электронной музыки и компьютера в какой-то степени поможет решить эту проблему. Но нужно ли идти этим путём? Путём исполнения компьютером технически сложных мест в музыке. Правда, компьютер даёт возможность раскрытия новых путей творчества и общедоступность к самовыражению в музыке. Всеобщая компьютерная грамотность позволит овладеть технологией электронной музыки, а так же выражения своих эмоций языком музыки. Математический – темперированный строй дал колоссальный толчок  для развития в человеке  человечного. Конечно, для этого необходимо изучить и в полной мере воспользоваться натуральным строем.  А ведь только электроника даст возможность воспользоваться в полной мере натуральным, ближе к природе, строем, взамен математически темперированного. Необходимость этого почувствовал скрябинист Л.Л.Сабанеев, предложив разделить гамму на 53 ступени. Но по сути дела меня интересует, есть ли возможность при помощи компьютера изучить математику музыки, которая, в последствии сможет раскрыть человеку новые горизонты творчества. Ведь звук воспроизводится «цифрами», а почему нельзя наоборот, как зеркальное отражение?

В музыке всегда имеет место наличие единства субъективного и объективного. Музыка объективна, но её жизненность возможна только как продукт субъективности, т.е. Божественного, как в производстве, так и в восприятии. В этом её противоположность науке, которая являет собой объективность. Субъективность музыки является её животворной сущностью не только в ней самой, но и субъективностью человека, человечества и Вселенной. Музыка, будучи отражением целостности мира, включает и человека в деятельность всей его цельностью и наиболее цельно связует самого человека с Миром. Но она еще не стала той необходимой человеческой деятельностью. Музыка самое гуманное из искусств. Она – выход из безысходности, хотя пока еще и работают «рыночные взаимоотношения», а не её продуктивность сути. Музыка наиболее мощно разрушает товарный подход к не товарному явлению. Она нацелена на формирования человека в человеке, а не на обеспечение его физического существования. Животворность музыки бескорыстна и не производится с позиции силы, в её основе – принцип любви.

При урбанистическом пути развития цивилизации музыка единственный путь к коренному изменению в мыслительной деятельности человека. Потребности человека неистребимы: их можно только исказить. Музыка позволяет человеку явить себя во всей его полной Божественной обнаженности, не стыдясь при этом. Человек прекрасен и человечески могуч лишь тогда, когда он являет себя во всей полноте своего, генетически заложенного в нём Богом развития, что и позволит ему сделать музыка, из-за отсутствия в ней наглядности, конкретности, вещественной ощутимости. При этом высвобождается, веками закупоренный всеми рефлексами, обычаями и традициями, тот еще никогда в полноте не использованный источник  жизненной энергии. Полнота Божественного не имеет себе аналога по человечности и мощности. Музыкальное мышление есть часть ноосферы – самая богатая и самая живая форма человеческого мышления, Оно сразу включает в деятельность всю полноту нашей психофизической системы, при не заинтересованности в постороннем к процессу творчества или сотворчества. Здесь есть полнота творчества Бога через человека. Музыкальное мышление совершается на работе эмоций, которые, утончаясь как «ворсинки», живо и стремительно ощупывают и осязают жизнь в её объёме и глубине так, как иначе она не осязаема. Здесь обогащаются сами эмоции соком жизни в прямой и обратной связи с одновременно развивающимся интеллектом, который становится разумом в его необходимой форме. Здесь же участвуют и синтезируются предыдущий музыкальный опыт, житейский и философский взгляд на жизнь. Тут-то и становится возможным человечное бытие человека, т.е. творчество, когда нет необходимости лгать себе и собой.

Музыка – это ритмизованная манипуляция со звуками, различными по высоте, длительности, тембру и промежутков между ними, связи которых подчинены определенной логике мышления, руководимой эмоциями. Тут Божественное соединение рассудка и эмоций. Музыка – это не только то, что мы слышим ушами, но и логика, ход мыслей, вследствие которых задевается эмоциональная сторона человека. И всё это передается звуками различного тембра, их особым порядком. Звук затухает, но содержание остаётся в слышавшем. Оно то и производит «Божественную переработку» человека, захватывая всю полноту его  существа. Музыка – это наиболее широкий и глубокий вид искусства, она – способ восстановления Божественного познания и преобразования окружающего мира и мира самого человека. Так как музыкальные образы её являются продуктом познания и опыта, полученные средствами музыкального мышления (при котором работали эмоции). А это является, по природе своей, наиболее естественными, сравнительно с другими продуктами и результатами всех других видов жизнедеятельности человека.

Музыка – есть искусство, которое гранит, отшлифовывает    человеческое,    присущее только  той личности, которая, воспринимая, принимает в себя её дееспособность. Музыка «работает» в человеке и на человека только с позволения самой личности, не подавляя, а развивая всё то, что, заложенное Богом, потаённо «дремало» в этой личности.

Конечно, как и всему в жизни, человеку необходимо учиться, так же необходимо учиться электронной музыке, которая позволит  почти каждому научиться музыкально мыслить.  О необходимости этого я говорил ранее. Необходимо всем учебным заведениям ввести в учебное образование предмет изучения и освоения электронной музыки.

             Рихард ШВАРЦ
             E-mail: richard.sch@mail.ru   Cанкт-Петербург

 



» 13 января 2016 King Crimson mk8: Paris, Olympia, September 22, 2015
» 20 января 2012 Вадим Ганжа - звук превыше всего!
» 12 ноября 2010 Рихард Шварц - Обращение к молодым композиторам
» 24 июля 2008 «СЛАБОНЕРВЫХ ПРОСИМ УДАЛИТЬСЯ…» «Правда Севера» 5 февраля 1988 г.
» 10 марта 2005 Robert Fripp: Archive articles
» 10 февраля 2005 Tuneless Music by Trey Gunn
» 17 сентября 2004 Джими Хендрикс - 18 сентября 1970 года
» 11 мая 2004 Зачем же так сильно хвалить Кальницкого и так слабо ругать Фриппа?
» 24 февраля 2004 Четыре статьи Роберта Фриппа (архив 1980-1981)
» 03 февраля 2004 Чеслав НЕМЕН (главы из книги Вацлава Панека)
» 20 января 2004 Чеслав Немен (1939-2004)
» 16 декабря 2003 Две версии обмана Фриппа
» 14 ноября 2003 Об одном «кримзоноведе» и методах его работы
» 12 ноября 2003 Журнал "Результат" - Своё Дело - это Рок в твоей жизни
» 11 сентября 2003 HYBRYDS - ритуально-мистическая музыка из Бельгии
» 21 июля 2003 KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (рассказ о концерте)
» 06 июня 2003 ФОРМА КИСТИ - к концерту King Crimson в Москве
» 29 мая 2003 KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (перед концертом)
» 22 мая 2003 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ФИЛОФОНИСТА
» 07 мая 2003 KING CRIMSON - The Power To Believe
» 07 марта 2003 Grundik + Slava - Уроки музыки или прогулки дилетантов
» 07 марта 2003 Александр ГАВЗОВ - интервью журналу Gaze Into A Gloom (Рига)
» 03 марта 2003 ЗАЕВ И "УМЕР": эта штука посильнее, чем...
» 27 февраля 2003 KING CRIMSON, TCOL tour
» 26 февраля 2003 ХИМЕРА «ZU-DWA»
» 20 февраля 2003 VISHUDDHA KALI "Prem Genocide"
» 14 февраля 2003 Дискография CAPTAIN BEEFHEART & HIS/THE MAGIC BAND
» 13 февраля 2003 Captain Beefheart - ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ
» 27 декабря 2002 Полеты во сне и наяву - Архангельск посетил шаман с Алтая
» 27 декабря 2002 Кирпичи, террористы и пиво с Зорном - Антон Батагов
» 27 декабря 2002 Антон Батагов "Like Bach On Coca-Cola или о пользе алкоголизма"
» 11 февраля 2002 СТЕНОГРАММА #1
» 11 февраля 2002 POPOLZNOWENJE
» 11 февраля 2002 Про Pink Floyd
» 11 февраля 2002 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА "ТИФ"
» 09 февраля 2002 Klaus SCHULZE - BEYOND RECALL
» 07 февраля 2002 Радиотеатр им.А.В.Мезенцева
» 06 февраля 2002 The Residents in Moscow
» 01 января 2002 Статьи
www.atvc.ru