Результаты
От редактора Обзоры Рецензии Статьи Cathedral Pages Былое MP3-Архив Фото King Crimson В начало E-mail

King Crimson mk8: Paris, Olympia, September 22, 2015

The Elements of King Crimson Tour

афиша Олимпии

Я просто не мог поверить своим глазам, когда 6 сентября 2013 года прочитал в дневнике Роберта Фриппа о том, что утвержден новый состав King Crimson и уже активно обсуждается репертуар для будущих концертов! Семь музыкантов, из них три барабанщика – невозможно такое представить! Но, на самом деле слухи о том, что Роберт изменил свое мнение относительно возрождения КС, просачивались в Сеть давно, не было лишь внятного тому подтверждения. И вот, черным по белому сказано: So, King Crimson is in motion. This is a very different reformation to what has gone before: seven players, four English and three American, with three drummers. Честно говоря, даже после этих подробностей верилось всё равно с трудом – слишком уж невероятным, по сути, было бы такое событие. С другой стороны, если рассуждать здраво, то почему бы и нет? После ‘A Scarcity Of Miracles’ 2011 года возрождения КС вполне можно было ожидать. Да и состав, если судить по альбому, был уже почти определен: Jakszyk, Fripp, Collins, Levin, Harrison. Плюс наверняка Bill Rieflin, поскольку именно с ним Роберт и обсуждал сей факт, излагая диалог в дневнике, и, очевидно Pat Mastelotto, если уж разговор шел о трех барабанщиках. Замечу, что Adrian Belew при этом не упоминался, а судя по тому, что случилось в 2008 году, и не рассматривался вовсе.

Теперь я уже стал просматривать дневник Фриппа регулярно, ибо это был первый источник достоверных новостей, ну и еще, разумеется, сайт DGM. И действительно, через несколько дней Роберт огласил восьмой состав King Crimson: Gavin Harrison, Bill Rieflin, Pat Mastelotto, Tony Levin, Mel Collins, Jakko Jakszyk and Fripp. Никаких сюрпризов, этого и следовало ожидать. Дальше оставался интересным только вопрос о репертуаре: будут ли это новые пьесы, либо только материал прежних составов – и если да, то каких лет? И вот 12 ноября Роберт написал, что во время работы над мультиканалом Thrak они обсуждали с Jakko repertoire for the new incarnation of King Crimson. О как! Значит, дело таки движется, и есть определенная надежда, что рано или поздно от разговоров они перейдут к делу! Очевидно, что вопрос о материале для концертов обсуждается активно, но никакого конкретного результата пока нет. Время шло, сообщений никаких не было, и я снова загрустил. На календаре уже был март 2014 года, никакой конкретики, только короткие сообщения о том, что Роберт и Jakko «обсуждают» репертуар. Сколько уже можно, на самом деле?!

И вот наконец-то, ура, ура! 17 июня в новостях на сайте DGM были объявлены даты концертов КС в США в сентябре-октябре! Раз дело зашло так далеко, раз билеты продаются, значит с выбором пьес для исполнения, наконец, определились. Итак – осень 2014 года, King Crimson mk8 должен показать себя в деле. Что именно будет исполняться, станет известно уже совсем скоро, причем возможно, что до самих концертов. Так и оказалось – уже 29 июля Tony Levin начал публиковать у себя в блоге фото с репетиций группы и кратко упоминать о том, какой именно материал они репетируют – и – какой сюрприз! – группа работала над пьесами с первых альбомов. Значит, есть шанс таки услышать In the Court of the Crimson King, чтобы там Роберт ни говорил в своих интервью и у себя в дневнике. Впрочем, сейчас у него даже терминология изменилась, чего раньше не прослеживалось: a guiding King Crimson principle is the music is new whenever it was written. So it`s all new music. То есть, что бы мы вам ни сыграли – это будет новой музыкой, не сыгранной заново, а именно новой. Будут ли это новые аранжировки, новые импровизации на заданные темы, при этом не уточнялось, то есть небольшая интрига даже при известном сет листе для концертов оставалась. Впрочем, кто бы сомневался – это же King Crimson! Опять-таки – целых три барабанщика в составе, такого уж прежде не было никогда точно!

Tony Levin в своих комментариях относительно выбора пьес был немногословен:  the music is... well, it`s too early for me to be talking about what music we`ll play. Но с прилагаемых фотографий было понятно, что банальным исполнением хитов прошлых лет парни ограничиваться не хотят. Тур получил своё название, графический дизайн афиши, логотип и прочее. Репетиции перешли в стадию полного сбора команды с прогоном всего материала. Причем Тони упомянул тот факт, что трое барабанщиков репетировали отдельно еще с февраля! Но, по-прежнему ни единого слова о выборе пьес: we`re making some really special music already, and plenty of time to get it even better before the tour. I think people are going to be surprised and excited by what they`ll hear. Замечу, что для репетиций снималась большая студия в Elstree Studio complex под Лондоном, где отрабатывалась в том числе и концепция расстановки инструментов и музыкантов на сцене – фотографии Тони показывали, что на первом плане стоят не гитарные комбики и микрофоны, а три ударных установки, о как! Кроме обычных репетиций был устроено предварительное исполнение материала для ограниченного числа специально приглашенных друзей. И, я так думаю, что друзья высказали свои замечания, пожелания, восторги, что было учтено во время дальнейшей работы над программой выступлений.

Столь тщательная репетиционная подготовка говорила только об одном – это будут не совсем обычные концерты с исполнением проверенного старого материала, а свежий пристальный взгляд на опыт прошлых лет. При этом сам подбор пьес по прежнему держался в тайне, так что не оставалось ничего другого, как ждать самих выступлений, благо времени до них оставалось все меньше и меньше. И вот, наступило 9 сентября, первый концерт тура The Elements of King Crimson. Точнее, первый концерт состоялся предыдущим вечером, 8 сентября, опять только «для друзей и семей музыкантов». Наверное, в качестве символического подарка, не иначе. Ну и, быть может, чтобы  подстраховаться от возможных неожиданностей. Понятно, что никаких записей с этих первых двух концертов опубликовано не было. Точный сет-лист появился в Сети чуть позже,  и ого-го какой! Смотрите сами!

01. Larks` Tongues in Aspic, Part One
02. Pictures of a City
03. A Scarcity of Miracles
04. The ConstruKction of Light (Part One)
05. One More Red Nightmare
06. Interlude
07. Hell Hounds of Krim
08. Red
09. The Letters
10. VROOOM
11. Coda: Marine 475
12. Banshee Legs Bell Hassle
13. Sailor`s Tale
14. The Light of Day
15. The Talking Drum
16. Larks` Tongues in Aspic, Part Two
17. Starless
Encore:
18. Hoodoo
19. 21st Century Schizoid Man

Судя по количеству пьес, эта программа по длительности была не меньше двух часов, а учитывая обязательные вступительные саундскейпы Фриппа, и того больше. Новых названий было немного – всего три, так что, по сути, с музыкальной направленностью KC mk8 было более чем ясно. Оставались только нюансы. А, если говорить о King Crimson, то нюансы – это как раз и есть самое важное, с чем нужно было бы разобраться.

Мечтать о том, что вдруг я соберусь поехать на один из концертов «элементарного» тура, было, мягко говоря, бессмысленно. Во-первых, билеты были моментально распроданы, во-вторых, нужна была бы американская виза. Так что приходилось наблюдать за происходящим в удаленном режиме. Благо сейчас это можно делать, не вставая с теплого домашнего диванчика. По большому счету из Сети раздавались только полные восторги, крики «ура» и всякое такое прочее, что наводило на определенные раздумья и сомнения, ибо не может быть ВСЕ так хорошо и прекрасно, как ни крути. Фотографии, даже самые четкие и резкие, в уши не вставишь, следовательно, нужно слушать непосредственно сами записи концертов. Зальные бутлеги не помогут, так что я их даже и не искал, ждал официально изданного материала, который по идее должен был рано или поздно появиться.

Это самое «рано или поздно» наступило только 13 января, когда был официально издан концерт Live at the Orpheum Theatre, Los Angeles, с записями, сделанными 30 сентября и 1 октября. Вот мои первые впечатления:  «Сижу, слушаю. Что-то уж очень бледно. Никакого напора. Такое ощущение, что эти три барабанщика только мешают друг другу. Зачем это все? Наверное, я чего-то не понимаю.. » Глубокое разочарование, других слов и не подобрать. Я ожидал всякого, но уж такого расклада по исполнению горячо любимой музыки простить было невозможно. Пластинку я, тем не менее, решил купить, чисто для полноты коллекции, не больше. Ожидая прихода заграничной бандероли, слушал эту запись еще и еще, и потом еще и еще раз. Все-таки, если быть объективным, то The ConstruKction Of Light, The Letters и Sailor`s Tale были сделаны хорошо и достойно. Впечатление только сильно портило исполнение One More Red Nightmare, которое можно было назвать не иначе как «кошмарным», и расфокусированный вариант Starless. В общем, я даже весь расстроился, ибо совсем не хотелось видеть ТАКОЙ конец у любимой группы.  Но, что удивительно, Почта России доставила на этот раз посылку очень быстро и, как это ни странно, звучала она уже не так плохо в сравнении с lossless файлами, хотя неадекватный голос Jakko в One More Red Nightmare никакое качество винила компенсировать, естественно, не смогло.

Горевал я недолго, несколько раз послушал пластинку, да и убрал ее на полку подальше с глаз долой. Новости между тем продолжал читать, вдруг ещё какие-нибудь записи с этих концертов будут выложены? И неожиданно 3 февраля на сайте DGM прочитал сообщение о грядущих уже осенью концертах King Crimson в Англии и Европе! Причем два концерта были запланированы в парижской Олимпии! О как! А ведь это уже был повод задуматься о поездке! Тот факт, что перед выступлениями во Франции и Голландии группе предстоит тур по Англии, вселяло надежду на то, что материал все-таки отшлифуют и доведут до положенного уровня, ибо требовательная британская публика таких косяков, которые были допущены в Америке, не простит однозначно. В общем, решил я пока дальше наблюдать за развитием ситуации, билеты на парижские концерты в продажу еще не поступили, спешки не было вообще никакой. К тому же я пока так и не смог определиться – стоит ехать на КС в этот раз или нет? С одной стороны Фриппа сотоварищи я уже видел и слушал дважды: в 2000-м году в Варшаве и в 2003-м году в Москве. А с другой стороны – сейчас у группы совсем иная концепция, другой состав и классический материал в репертуаре. Весь вопрос только заключается в том – КАК они этот материал подают на концертах? Сетевые рецензии никак на этот вопрос ответа дать не могли, ибо все были как на подбор оптимистично положительными, а пластинка Live at the Orpheum производила впечатление с точностью до наоборот. Истина, как говорится, была где-то посередине, то есть на нулевой отметке. И разве стоит ехать за тридевять земель ради этого нуля? Однозначно нет. Таким было мое, как мне тогда казалось, окончательное решение. Что же могло его изменить, да, пожалуй, лишь какое-то неожиданное стечение обстоятельств, не иначе.

Время шло, никаких особенных новостей в Сети не появлялось, страсти вокруг нового КС поутихли, но время европейских концертов КС приближалось.  А 27 марта Роберт Фрипп написал у себя в дневнике кое-что любопытное:

Первые три дня на этой неделе были посвящены дополнениям в репертуар КС для концертов 2015 года: две старых пьесы и три новых…  Radical Action To Unseat The Hold Of Monkey Mind; Meltdown; Suitable Grounds For The Blues.

Radical Action – инструментальный блюзовый шаффл в размере 12/8 на аккордах C7, F7 и G7. По звучанию, впрочем, трудно представить себе что-либо более далекое от инструментального трехаккордового блюзового шаффла. И если бы эта информация предназначалась не для аудитории, интересующейся «механикой» музыки King Crimson, сомневаюсь, что читатель мог бы прийти к такому выводу, сколько бы времени и энергии ни затратил он на анализ. Есть встроенное кримсоновское «минное поле» – чтобы  стимулировать внимание исполнителей и не допустить перехода мозга в состояние дремоты.  Мало что из материала King Crimson повторяется в точности, хотя часто и звучит как копия.

Как в Meltdown, так и в Suitable Grounds For The Blues присутствует вокал. Suitable Grounds For The Blues – блюз, но в вариации Crimson. То есть, не в 4/4 и иногда с блюзовой прогрессией. Работы было проделано colossus maximare est, причем самую тяжелую и неблагодарную ее часть героически взял на себя Jakko. На сегодня мы уже закончили доводку нескольких треков из того, что по завершении станет полным, законченным выступлением KC, составленным из всех концертов.

Ехать пока всё равно не очень хотелось, не располагала к тому, в том числе и экономическая обстановка. Пока в один из весенних выходных дней я не начал перекладывать пластинки с полки на полку, наводил порядок, убирал недавние приобретения к остальным дискам того или иного исполнителя, где они стоят у меня постоянно. Поставил Live at the Orpheum к остальным альбомам КС, вытащил внезапно LTiA, завел и неожиданно понял, что если я не поеду на концерт в Париж, то, наверное, уже никогда не услышу, как King Crimson исполняет Larks` Tongues In Aspic Part I живьем! НИКОГДА! Вот он этот внезапный импульс! На самом деле, после этого «импульса» я еще о чем-то раздумывал целые сутки, и только вечером понедельника 25 мая сел дома за компьютер и купил билеты на концерт 22 сентября. Ну, вот и все – решение принято, выдохнул с облегчением,  едем, едем! Предыдущие поездки в Варшаву и Москву устроить было гораздо сложнее, тогда нужно было каждый раз насчет всего как-то договариваться, ибо через Сеть тогда ничего толком не продавалось. Сейчас же все решилось в пару кликов мышкой – никакой романтики на самом деле, просто и быстро, даже чуть обидно стало. Захотел – поехал! Никаких проблем. Даже цена билетов не останавливала, вон у нас на Антонова они даже больше стоили, а зал был полный.

В середине июля Tony Levin снова начал выкладывать в своем блоге фото с репетиций уже непосредственно перед английскими концертами. Казалось бы, что музыкантам такого уровня нужно репетировать? Все пьесы хорошо известны, играй себе как по нотам, да и все. Но, строгий взгляд Роберта Фриппа, каждый раз, когда он попадал в кадр, говорил о том, что он там всех гоняет по каждой строчке текста вдоль и поперек. Барабанщики при этом снова дополнительно репетировали только втроем. И ко всему прочему Тони упомянул, наконец, о том, какие именно две «новые» вещи были подготовлены из старого материала: Easy Money и In the Court of the Crimson King! Плюс три новых пьесы, о которых упоминал Роберт в марте. Однако всё становилось уже интереснее. Первые рецензии на концерты в английской прессе, как на подбор положительные и даже восторженные уже не удивляли – похоже, что восьмой состав КС обрел свое лицо и вошел полностью в рабочую форму. Билеты на концерты в Англии были давно распроданы полностью, при этом на парижские концерты они пока еще были, скорее всего благодаря тому, что администрация Олимпии добавила еще третий концерт к первоначально заявленным двум на воскресенье 20 сентября. Итак, три дня в Олимпии – что может быть лучше? До этого King Crimson выступал в Олимпии только дважды: 9 апреля 1973 года и 25 июня 2000 года. Так что три концерта 2015 года в старейшем зале Парижа, безусловно, войдут в историю группы, и запомнятся надолго. 

Вообще эта тема «King Crimson и концерты» занятна тем, что раньше, как правило, всегда живьем игрался текущий материал, который был только что записан в студии, а на импровизациях отрабатывались темы и структуры будущих потенциальных пьес. При этом репертуар ранних альбомов действительно исполнялся редко, и объяснялось это в первую очередь частой сменой составов и желанием группы двигаться вперед, играть свой новый материал. Сейчас же была поставлена задача обратить свой взгляд в прошлое, и на этой основе с высоты прожитых лет сделать новый уверенный шаг вперед. Иными словами, старые, хорошо известные пьесы нужно было сыграть на концерте так, словно они были сочинены вот прямо только что. И очень хотелось верить, что это не будет подобие 21st Century Schizoid Band, который при всем уважении к музыкантам занятым в нем, я не мог воспринимать всерьез. Название концертного тура The Elements of King Crimson было хорошим, объясняло многое – подбор композиций был именно концептуальным, а вовсе не случайным. Если отсутствие материала 80-х годов было вполне ожидаемым, то вот исключение «элементов» из альбомов Lizard и SaBB объяснить можно было только личным мнением Роберта Фриппа. В конце концов, этот выбор делал в первую очередь именно он, кто же еще?  

афиша Олимпии

Летние месяцы пролетели незаметно, и вот наступило 22 сентября. Билеты я сбегал забрал в кассе Олимпии еще накануне, чтобы на всякий случай успеть их без спешки сфотографировать на память в целом виде без оторванного корешка. Особенного столпотворения перед входом не наблюдалось, хотя публика, разумеется, была – за сигаретой другой в предвкушении удовольствия велись неторопливые беседы, жаль я не понимал из-за незнания языка, о чем болтает народ. Тут же мелькали хитрые непонятные личности, предлагавшие билеты на концерт по сходной цене. При этом билеты можно было купить рядом в кассе – да, были свободные места, правда в самые дальние углы зала и балкона. Но ведь и там все можно было бы прекрасно услышать, зал у Олимпии не такой уж большой и звук везде хороший. Как это ни странно, при входе фото и видео технику не отбирали, просто проверили сумки на предмет наличия чего-то запрещенного и все. Видеокамеру я на всякий случай взял с собой, при этом концерт и не думал снимать, а вот хорошо известную классическую афишу Олимпии с большими красными буквами нужно было запечатлеть на память обязательно. В прошлом году, когда я был здесь же в Олимпии на концерте The Stranglers, при входе у меня видеокамеру отобрали и заставили сдать ее в специальную камеру хранения. А здесь – хоть бы что, снимайте на здоровье, если совесть позволяет. Ибо всем любителям КС хорошо известно мнение Роберта Фриппа относительно фотографирования на концертах и все такое прочее с этим связанное. В этом году музыканты даже записали специальное аудио обращение с такой просьбой, Тони Левин еще сокрушался, что ему теперь не сфотать по обыкновению народ в зале во время концерта. Но, раз нельзя, значит нельзя всем, в том числе и музыкантам  – тут никаких вопросов. Сразу же за входом, (а корешок у билета, кстати, оторвали), продавали традиционный концертный merchandise : компакт-диски, пластинки, футболки и прочее. Не раздумывая, в качестве сувениров тут же взял оба picture винила (с двумя глазами и с одним), а также футболку с циклопом. Тем временем из зала уже доносилось журчание саундскейпов, так что имело прямой смысл пройти туда и осмотреться на месте. Что удивительно, часть публики в зал совсем не спешила, тусовалась у бара, накачиваясь пивом, словно предстоял концерт каких-нибудь панков, а не King Crimson.

сцена перед концертом

И вот тут я хотел бы упомянуть об одной крайне бестолковой организационной особенности в Олимпии: места в зале здесь не подписаны, номера обозначены только у рядов, да и то нужно еще постараться, чтобы их разглядеть. Зато у входа в зал дежурят специальные девушки, которые всегда укажут ваше место, но, при этом им горячо рекомендуется оставлять чаевые. Помня с прошлого раза о таких принципах, я заранее приготовил пару монеток, чтобы не терять попусту времени и спокойно послушать саундскейпы. На самом деле зря волновался, времени бы хватило с большим запасом, начало концерта было назначено в восемь, а непосредственно в зал, где уже звучали саундскейпы,  можно было зайти в семь часов. Публика не торопясь заходила в зал, искала свои места, иногда самостоятельно, иногда с помощью специальных девушек, рассаживалась, потом вскакивала обратно, сообразив, что время еще есть и что пока можно подойти к сцене и разглядеть по внимательнее инструменты и барабанные установки. Потом усаживались обратно и через некоторое время вскакивали обратно, потому что перед этим в баре было выпито пиво, ну, и сами понимаете, оно настоятельно требовало выхода. Такое броуновское движение непрерывно продолжалось целый час, а потом в зале внезапно погасили свет, направив луч прожектора на moon unit Фриппа , и вышедший на сцену человек объявил, что сейчас все будут внимательно слушать саундскейпы, которые Роберт сочинил и записал буквально сегодня прямо перед концертом. И это было чистой правдой, сей факт упоминал в своем блоге Тони Левин – перед каждым концертом сразу же после саундчека Фрипп наигрывает что-то новое, только что пришедшее ему в голову, и потом именно эта фонограмма дня звучит в зале перед началом выступления. Причем это реально разные пьесы, а не банальные повторы одних и тех же музыкальных фраз.


установка Pat Mastelotto

Pat Mastelotto`s drum set


установка Bill Rieflin

Bill Rieflin`s drum set


установка Gavin Harrison

Gavin Harrison`s drum set


«Вступительная часть концертов King Crimson, которой я сам в зале никогда не слышу, обсуждается поклонниками группы довольно часто. Перед выступлением, когда публика заходит в зал, её всегда встречает тихо звучащая с разных сторон музыка, которая на самом деле не просто так интересная музыка, она была исполнена и записана Робертом час назад, при этом она действительно разная каждый день, и, как правило, весьма захватывающая, но почти всегда мрачная. Я иногда думаю о том, как было бы замечательно, если бы эти пьесы когда-нибудь были обнародованы в другом контексте – ибо они этого действительно заслуживают. Саундскейпы продолжают звучать и в тот момент, когда мы уже выходим на сцену, в прошлом году я иногда сходу начинал подыгрывать смычком на электро-контрабасе, но на концертах этого года «струнные квартеты» Роберта получили развитие в другом направлении и я уже не слышу в них партии баса. А вот Мел Коллинз наоборот подключался недавно на флейте, было такое дело.»

рабочее место Роберта Фриппа

В общем, свет в зале был уже потушен, а ведь по своим местам вся публика еще не расположилась, некоторые личности шарились в темноте, подсвечивая себе обстановку экранами телефонов, ничего не находили, бежали искать девушек, потом пихались по рядам до своих мест и т.п. Такая суета уже начала меня раздражать и отвлекала от музыки даже с учетом того, что звучание саундскейпов сделали громче. Между тем времени уже было примерно половина девятого, периодически в зале звучали робкие аплодисменты, предлагающие уже начать собственно концерт. Но, ничего по-прежнему не происходило. Около девяти часов свет внезапно включили и по трансляции объявили перерыв в 15 минут. Эти парни в Олимпии, конечно, молодцы: сначала они поставили в зале кресла без номеров, потом заставили народ в темноте по ним рассаживаться, создавая при этом всем немалые трудности, а после того когда все наконец расселись, объявили непонятный антракт. Затейники какие! Такая безумная организация быстро нейтрализовала уже созданное саундскейпами настроение и даже отчасти утомила.

сцена перед концертом

В паузе на сцене появился Michele Russotto – персональный помощник Тони Левина, он дополнительно проверил все четыре инструмента: две бас гитары, Chapman Stick и электро-контрабас. И почти сразу ж после этого включили запись обращения музыкантов о том, что раз уж вы пришли на этот концерт, то давайте же слушать музыку и не отвлекаться на фотографирование, чтобы не мешать ни себе ни нам. Вежливо и корректно попросили, не придерешься. И буквально тут же все разом появились на сцене, публика в зале ахнула овацией, заиграла фонограмма Коды из Islands – и концерт начался!

Никаких дополнительных слов приветствия сказано не было – вышли, взяли в руки инструменты и тут же начали играть. Все музыканты одеты строго, в костюмах, при галстуках – ну буквально концерт камерного оркестра, а не рок-группы! Первая пьеса ожидаема по сет листам – Larks` Tongues in Aspic, Part One – с нее, как правило, начинались все концерты в этом году. Хорошего звука я ожидал, но здесь бы не просто хороший концертный звук, а буквально воссозданная атмосфера студийной записи! Архивные записи выступлений King Crimson 70-х годов всегда какие-то неровные и в сравнении с альбомными вариантами слушаются заметно хуже. Например, та же запись французского ТВ 1974 года показывает группу совсем неприглядно и слабо. А здесь LTiA звучала мощно, свежо и чувственно, словно была, действительно, сочинена пару месяцев назад! Как им это удалось, просто невероятно! В один из тихих моментов пьесы Мел Коллинз на флейте лихо вставил кусочек Марсельезы, чем немало порадовал французскую публику. Но, в целом никакого специального шоу на сцене вовсе не было: музыканты сосредоточенно работали над тщательной подачей материала, свет был приглушенно постоянный, декорации отсутствовали – ни дать ни взять, концерт классической музыки! Оставалось лишь внимательно ее слушать, чтобы не упустить ни малейшего момента. Сразу же после LTiA без паузы последовал VROOOM! Ух-ты, вот это да, не ожидал такого! Вообще первые 20 минут концерта были просто феноменальными: ураганный плотный звук, четкая работа барабанщиков, ни секунды расслабленности – на сцене был именно King Crimson, никаких сомнений быть не могло! Если раньше, после прослушивания пластинки Live at the Orpheum у меня были одни досадные разочарования о том, стоило Роберту собирать снова группу или нет, то сейчас все эти мысли сдуло моментально, настолько адекватно своему устоявшемуся классическому звуковому образу было то, что звучало со сцены.

На концерт я специально взял маленький театральный бинокль, интересно было разглядывать лица музыкантов: было хорошо заметно, как волнуются Jakko Jakszyk и Gavin Harrison, насколько сосредоточен Pat Mastelotto, уверен в себе и спокоен Bill Rieflin, самозабвенен Tony Levin, ну а Mel Collins был настолько увлечен, что даже слегка пританцовывал. За всем происходящим строго наблюдал со своего стула Роберт Фрипп, иногда по его лицу даже пробегала легкая улыбка, очевидно, что ему все это более чем нравилось. Периодически он подбадривал Jakko кивком головы, но больше никаких заметных движений с его стороны не было. Очевидно, контроль над коллективом осуществлялся на ментальном уровне, напряжением силы воли, слова и жесты при этом уже не были необходимы.

Между тем после VROOOM наступил черед нового материала: Radical Action (To Unseat the Hold of Monkey Mind), Meltdown, Hell Hounds of Krim и Suitable Grounds for the Blues. Конечно же, это я сейчас во время написания статьи посмотрел названия на setlist.fm, на концерте никаких объявлений не делалось, да и вообще в целом со сцены музыкантами не было сказано ни единого слова. А тогда я лишь отмечал про себя факт исполнения чего-то такого, что я не слышал раньше и не более того. Впрочем, Hell Hounds of Krim можно было узнать при старании, этот сольный номер для ударных есть на пластинке Live at the Orpheum. И, кстати о барабанщиках – работали все трое исключительно синхронно и четко, прислушиваясь очень тщательно, я не заметил ни одного косяка за весь концерт. Распределение ролей среди группы ударных было следующим: Gavin Harrison отвечал за жесткий роковый ритм; Bill Rieflin работал по лирической части и занимался клавишными; а Pat Mastelotto наводил штрихи за металлической перкуссией. При этом одновременно втроем выступали они редко, буквально в считанных пьесах.

И еще я отметил вот что – группа работала как единое целое, не выпячивая на первый план никого из солистов, не было никаких затяжных героических запиловок в лучах прожектора, ничего такого, чем грешат обычно возрожденные супергруппы. Более того, Фрипп часто передавал «свои» гитарные партии в той или иной композиции Мэлу Коллинзу, при этом сам играл параллельно что-то другое, и это как раз звучало непривычно свежо. И ведь он этот делал вовсе не потому, что не мог больше сыграть свое классическое соло, а явно по концептуальным причинам. Еще на пластинке Orpheum я отметил качество новой аранжировки The ConstruKction of Light, а здесь, на концерте, она прозвучала и вовсе грандиозно: четкое стереофоническое вступление трех барабанщиков, жесткий бас Тони Левина и солирование Мела Коллинза на флейте и саксофоне! При этом вторая часть, которая с вокалом, не исполнялась – вот ведь до чего обиделся Роберт на Адриана! И, что характерно, сам Белью в рамках The Crimson ProjeKCt этой пьесы не играет никогда.

Что касается двух новых песен с вокалом – Meltdown и Suitable Grounds For The Blues – то они мне скорее напомнили сольные альбомы Jakko, а не то, что хотелось бы услышать от нового состава King Crimson. Впрочем, тут я могу ошибаться, т.к. за одно прослушивание на концерте сложно было что-либо внятно запомнить. Но, факт остается фактом – в сравнении с классическим репертуаром эти две композиции заметно проигрывали. Остается только ждать, когда запись концерта будет официально выложена для скачивания, и только потом делать какие-либо выводы. Но, хорошо помню, что в Олимпии я просто выдохнул с облегчением, когда эти запевы от Jakko наконец-то закончились и зазвучали первые ноты The ConstruKction of Light – и как же шикарно она была сыграна, просто блеск! Короткая передышка, во время которой Mr. Jakszyk даже взял в руки флейту, и снова наступил черед старого материала – Pictures of a City в новой аранжировке звучала грандиозно, даже лучше канонического варианта со второго альбома! А на первых нотах Epitaph зал буквально взорвался овацией! Еще бы, эта композиция никогда не исполнялась КС на концертах, только несколько раз когда-то давно, в 1969-м году, и все – после ухода Грега Лэйка её уже не играли.

На самом деле прошло несколько месяцев с момента концерта, и я стал забывать отдельные нюансы, которые раньше вроде бы помнил хорошо. К сожалению, в памяти остался только лишь общий восторг, ощущение от самого факта что «и я там был, мед пиво пил», а все остальное незаметно улетучилось. Никакой информации о возможных сроках появления официальных записей концертов на сайте DGM пока не появилось. Так что пришлось искать бутлеги, благо это оказалось совсем несложно и быстро. Впрочем, Олимпии пока не нашлось, зато сразу попался относительно неплохо записанный концерт 24 сентября в Tivoli Vredenburg, Utrecht. Несмотря на микрофонное зальное качество, уже можно было восстановить в памяти отдельные детали, вспомнить ощущения. И первое для себя подтверждение, да – группа на этих европейских выступлениях звучала гораздо крепче и сыгранней в сравнении с прошлогодним туром в Штатах. В общем, в 70-е о таком идеальном концерте King Crimson невозможно было даже мечтать!

в ожидании выхода на бис

Слушая запись, сделанную в Утрехте, я начинаю понимать причину отсутствия точных детальных воспоминаний, музыка тогда просто захватила меня и унесла на волне, далеко-далеко, обратно в 70-е! С одной стороны, я совершенно куда-то улетал в глубины памяти, а с другой самым тщательным образом прислушивался к нюансам исполнения, все искал неточностей, косяков, ошибок, ненужных сокращений и упрощений. Но нет, все было исключительно и четко, грандиозно и впечатляюще! Честно скажу – слушал я очень придирчиво, благо все композиции давно любимы и я прекрасно помню каждый нюанс наизусть! Иногда, если закрыть глаза, сложно было поверить, что сидишь на концерте, настолько студийно безошибочным был звук группы! А когда дело подошло к пьесам The Letters и Sailor`s Tale с альбома Islands, которые были исполнены просто фантастически, вот тогда я окончательно понял, что King Crimson еще никогда не звучал вживую так восхитительно, свежо и прекрасно! Этот альбом у меня самый любимый в дискографии группы, именно поэтому музыку с него я воспринимал с особенной вибрацией и трепетом. На соло Фриппа в Sailor`s Tale я два раза вспотел и уронил скупую мужскую слезу – настолько это было эмоционально! А дальше было буквально зверское исполнение One More Red Nightmare в котором у голоса Jakko наконец-то проявилась аутентичная веттоновская хрипотца и страсть. Ну и в завершении обязательной до-бисовой части – конечно же, Starless! Тут я ожидаемо загрустил и почувствовал, что концерт начинает подходить к своему логическому финалу, ибо не может такое счастье продолжаться бесконечно и что два часа максимальных эмоций это даже в каком-то смысле много. Получасовой заключительный выход на бис для исполнения The Court of the Crimson King и 21st Century Schizoid Man уже не смог добавить ничего нового к общим впечатлениям. Разве что удивил отдельным соло на ударных Гэвина, фактически единственным за весь концерт именно сольным выступлением музыканта группы.

выход на бис

Вот и все, концерт закончен, два с половиной часа пролетели как миг, как целая жизнь, как вечность, народ выходил из зала удовлетворенный и притихший. Лучшего и желать было нельзя. Это был праздник души и воспоминаний! Не уверен, что еще когда-нибудь выберусь на выступление King Crimson в будущем, так что для меня это был, скорее всего, последний раз, когда я видел и слушал группу в действии на сцене. И это было здорово, просто здорово!

АТ (январь 2016)


концерт закончен

Сет-лист концерта в Олимпии, 22 сентября 2015 года:

01. Larks` Tongues in Aspic, Part One
02. VROOOM
03. Radical Action (To Unseat the Hold of Monkey Mind)
04. Meltdown
05. Hell Hounds of Krim
06. Suitable Grounds for the Blues
07. The ConstruKction of Light (instrumental part only)
08. Interlude (Jakszyk plays 2nd flute)
09. Pictures of a City
10. Epitaph
11. Banshee Legs Bell Hassle
12. Easy Money
13. The Letters
14. Sailor`s Tale
15. The Light of Day (Jakszyk, Fripp and Collins cover) (first time live in Europe)
16. One More Red Nightmare
17. Starless
Encore
18. Devil Dogs Of Tessellation Row
19. The Court of the Crimson King
20. 21st Century Schizoid Man (Gavin Harrison solo)


мой билет на концерт

афиша Олимпии вечером после концерта



» 20 января 2012 Вадим Ганжа - звук превыше всего!
» 01 декабря 2010 Рихард Шварц - Нужна ли электронная музыка?
» 12 ноября 2010 Рихард Шварц - Обращение к молодым композиторам
» 24 июля 2008 «СЛАБОНЕРВЫХ ПРОСИМ УДАЛИТЬСЯ…» «Правда Севера» 5 февраля 1988 г.
» 10 марта 2005 Robert Fripp: Archive articles
» 10 февраля 2005 Tuneless Music by Trey Gunn
» 17 сентября 2004 Джими Хендрикс - 18 сентября 1970 года
» 11 мая 2004 Зачем же так сильно хвалить Кальницкого и так слабо ругать Фриппа?
» 24 февраля 2004 Четыре статьи Роберта Фриппа (архив 1980-1981)
» 03 февраля 2004 Чеслав НЕМЕН (главы из книги Вацлава Панека)
» 20 января 2004 Чеслав Немен (1939-2004)
» 16 декабря 2003 Две версии обмана Фриппа
» 14 ноября 2003 Об одном «кримзоноведе» и методах его работы
» 12 ноября 2003 Журнал "Результат" - Своё Дело - это Рок в твоей жизни
» 11 сентября 2003 HYBRYDS - ритуально-мистическая музыка из Бельгии
» 21 июля 2003 KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (рассказ о концерте)
» 06 июня 2003 ФОРМА КИСТИ - к концерту King Crimson в Москве
» 29 мая 2003 KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (перед концертом)
» 22 мая 2003 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ФИЛОФОНИСТА
» 07 мая 2003 KING CRIMSON - The Power To Believe
» 07 марта 2003 Grundik + Slava - Уроки музыки или прогулки дилетантов
» 07 марта 2003 Александр ГАВЗОВ - интервью журналу Gaze Into A Gloom (Рига)
» 03 марта 2003 ЗАЕВ И "УМЕР": эта штука посильнее, чем...
» 27 февраля 2003 KING CRIMSON, TCOL tour
» 26 февраля 2003 ХИМЕРА «ZU-DWA»
» 20 февраля 2003 VISHUDDHA KALI "Prem Genocide"
» 14 февраля 2003 Дискография CAPTAIN BEEFHEART & HIS/THE MAGIC BAND
» 13 февраля 2003 Captain Beefheart - ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ
» 27 декабря 2002 Полеты во сне и наяву - Архангельск посетил шаман с Алтая
» 27 декабря 2002 Кирпичи, террористы и пиво с Зорном - Антон Батагов
» 27 декабря 2002 Антон Батагов "Like Bach On Coca-Cola или о пользе алкоголизма"
» 11 февраля 2002 СТЕНОГРАММА #1
» 11 февраля 2002 POPOLZNOWENJE
» 11 февраля 2002 Про Pink Floyd
» 11 февраля 2002 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА "ТИФ"
» 09 февраля 2002 Klaus SCHULZE - BEYOND RECALL
» 07 февраля 2002 Радиотеатр им.А.В.Мезенцева
» 06 февраля 2002 The Residents in Moscow
» 01 января 2002 Статьи
www.atvc.ru