Результаты
От редактора Обзоры Рецензии Статьи Cathedral Pages Былое MP3-Архив Фото King Crimson В начало E-mail

Владимир ТУРОВ: «Осень - и в Архангельске снова пахнет джазом!»

Владимир Туров собственно

27-28 сентября, как всегда, - вот уже лет двадцать - в последние выходные сентября, в Архангельске пройдут традиционные Международные Дни Джаза. Перед вами – интервью с Владимиром ТУРОВЫМ организатором фестиваля и главой Фонда развития джаза в Архангельске. Музыкантом, корифеем архангельского джаза, человеком, на глазах которого росла и крепла в нашем городе эта музыка для толстых, тонких, лысых, волосатых, в общем, очень разных, - но всегда с хорошим, как правило, вкусом, людей. За несколько недель до открытия «Дней Джаза 2003» мы беседовали о том, «как все начиналось, как было впервые и вновь», и каким образом вообще в Архангельске появилась эта замечательная музыка.

- Владимир Казимирович, начнем максимально серьезно. Как и при каких обстоятельствах вы первые столкнулись с джазовой музыкой?

- Первый раз я услышал джаз ночью по советскому радио, году в 62-63-м. После двенадцати часов в ночном эфире вдруг появилась музыка, которую я никогда до этого не слышал, сменив привычные марши и русские народные песни. Мне было лет 14, и само сочетание звуков меня просто заворожило! Было много непривычного – например, аплодисменты в середине произведения, - это позднее я узнал, что люди таким образом выражают свое восхищение импровизациями музыкантов. Потом эти программы резко закрыли, слишком непонятной, наверное, оказалась эта музыка для общества. Когда стал постарше, слушал «Голос Америки» - любимую станцию тогдашней русской интеллигенции, - там тоже было много джазовой музыки. А с живым джазом я столкнулся впервые году в 1966 – как раз тогда я познакомился с Владимиром Резицким, у которого уже был ансамбль под названием «Золотица». Там играли музыканты высочайшего класса – Владимир Тарасов на барабанах, Владимир Попов на трубе, и другие. Кстати, биг-бенды тогда играли на танцах, в каждом клубе и ДК был свой оркестр. Программа состояла наполовину из джаза, а наполовину из песен Татляна, Хампердинка – но на русском. Я-то на танцы не ходил, услышал ребят на концерте, посвященном какому-то празднику. Потом стал посещать нашу Филармонию, был на концертах биг-бендов Лундстрема, Арбеляна, Рознера, Утесова – шикарнейшие были концерты! Сам же начал заниматься музыкой случайно, у меня был хороший голос, но поступать хотел в медицинский. Но приятели сказали: ты чего, в музучилище поступать надо, там же МУЗЫКУ играют! Так жизнь у меня и повернулась – поступил на дирижерское отделение, учился у Буинского и Максимкова, пел и дергал струны контрабаса в кафе «Золотица». И когда Резицкий приехал из Вильнюса – у них там было трио Тарасов-Ганелин-Резицкий, - он просто сказал мне: давай создадим лучший оркестр Советского Союза! Я начал осваивать рояль, через пол года к нам присоединился барабанщик Олег Юданов, так появилась группа «Архангельск».

Джаз группа Архангельск в начале 80-х, слева-направо: Федор Багрецов, Олег Юданов, Владимир Резицкий, Владимир Туров, Николай Юданов.

- Была ли уже в Архангельске в те годы компетентная джазовая публика?

- Слушатели джаза в Архангельске были всегда! Моряки начали возить сюда пластинки из заграничных рейсов, хотя в основном это был, конечно, танцевальный джаз. Помню, что Майлса Дэвиса я впервые услышал по «Голосу Америки», все думал: как же играет это электро-пиано? Наверное, к роялю целая электростанция подключена – такие звуки! Потом мне привезли его пластинку, и я увидел этот небольшой инструмент на фотографии. Одним словом, брешь в железном занавесе для нас пробил именно джаз! Публика воспринимала эту музыку как глоток свободы, мы играли в «Золотице», - и попасть туда было практически невозможно!

- А потом уже началось триумфальное шествие джаз-группы «Архангельск» по всей России…

Джаз группа Архангельск образца 1986 года, слева-направо: Николай Юданов, Константин Седовин, Владимир Резицкий, Олег Юданов, Николай Клишин, Николай Ковалев, Владимир Туров.

- Первыми, кто нас заметил и предложил сыграть за пределами города был Игорь Гаврилов, сегодня он председатель Ярославского джаз-клуба, и Михаил Фейертаг. Последний устроил нам сольный концерт в Ленинграде, - ДК имени Кирова, полторы тысячи человек, - я до сих пор помню каждый клочек сцены, хотя не помню, что именно мы играли. Ведь на сцене, перед тысячами глаз ты обнажен абсолютно, как голый король – всегда нужно показывать, чего ты стоишь на самом деле. Потом начались поездки по стране и миру. Все уже знали: если приезжает «Архангельск», архангелы, как нас называли, значит, будет что-то новое, оригинальное. Мы первые в России при создании произведений применили принцип эклектики, или полистилистики, – Резицкий был очень гибкий человек, можно сказать, гениальный джазовый режиссер. Перед выходом на сцену он мог сказать – все, забыли эту программу, играем другую. Или заставлял меня или Юданова перед общим выходом минут десять играть на сцене в одиночку. Или вообще начинал концерт с песни! На мой взгляд, существуют клубные составы, и команды для большой сцены, - «Архангельск» же просто была звездной группой, которой было абсолютно без разницы, где играть – в клубе, в Мезени, Москве, Варшаве или Японии. Как НХЛ! Группа действительно была единой, мы проводили по 8-10 часов в сутки, за всю историю группы через нее прошло около 40 человек, и для всех это была огромная школа – человек должен был или сломаться, или перешагнуть ее. Для меня же до сих пор самые яркие впечатления об этих двадцати пяти годах, связанных с джазом, – это то первое питерское выступление, первая пластинка, которая вышла в Англии на фирме LEO Records и смерть Резицкого…

- Помните ли вы, как прошли первые архангельские «Дни Джаза»?

- Конечно! Поездив по стране, мы посмотрели, как делаются фестивали, и захотели устроить подобное в родном городе. Мы сами занимались организацией, на мне тогда лежали обязанности администратора. Проходило это все в ДК Моряков, мы пригласили московский диксиленд Грачева, остальные были местные музыканты. Тогда все было на крепком энтузиазме, народ был просто взбудоражен. Гонорары платить в те годы было невозможно – проводили какими-то подарками, хотя деньги-то были, конечно, смешными. Потом нашли хорошую лазейку – комсомол. Они оплачивали дороги – но только плацкарт, видимо, чтобы не уединялись в купе, не пили и не обнимались… Власть нас хоть и не понимала, но принимала: дескать, если не это, то будет что-то другое. Потом на наши фестивали стали ездить иностранцы – в основном, это были старые контакты.

- Как вообще удавалось привозить в Архангельск достаточно известных в джазовом мире людей? Все-таки деньги не малые, и одними личными контактами не обойдешься…

- Все было достаточно интересно и весело. Как известно, во многих странах до сих пор есть фонды помощь слаборазвитым странам, СССР тогда был включен в их число, и Конгресс США, например, выделял немалые деньги, чтобы сюда приезжали и Чик Кориа, и Дюк Эллингтон. Я был знаком с пресс-атташе по культуре американского посольства, - он, кстати, учился вместе с Клинтоном, и рассказывал, что тому нельзя быть президентом, потому что он страшный бабник. Именно через них шли музыкальные контакты, в том числе и касательно архангельских фестивалей. Правда, мы придумали поездки на Соловки, и к нам потом просто стояла очередь музыкантов, которым бы хотелось приехать на фестиваль. Постепенно в Архангельске сформировалась особая джазовая аура, публика, которая любила джаз во всех его проявлениях. В зале всегда был диалог между музыкантом и зрителем, - это и сегодня остается особенностью «Дней Джаза» - и одним из центральных моментов всегда было выступление «Архангельска»!

За несколько месяцев перед смертью Резицкий говорил, что нужны принципиально новые вещи. Уже тогда он мечтал о создании в Архангельске Центра Современного Искусства, который он называл своим «третьим, и самым главным, проектом» - после «Архангельска» и «Дней джаза».Он действительно этим болел, считал, что именно современное искусство – лакмус общества…

Владимир Туров и Владимир Резицкий, 1986 год

- Жизнь сложилась так, что после смерти Резицкого ответственность за дальнейшую судьбу «Дней Джаза», развитие джазовой музыки в Архангельске легла на вас…

- Видимо, это действительно линия судьбы. Когда ушел Резицкий, все накинулись на меня: делай что-нибудь! Я знаю, что в Архангельске существует достаточно большой пласт людей, у которых есть потребность в этой музыке. У нас удивительно тонкая и понимающая публика. Люди, которые приезжают к нам, в том числе и в этом году, это музыканты с мировым именем, у которых расписание концертов на два года вперед. Да и в джазовом мире давно знают, что конец сентября – это архангельский фестиваль. Что касается всего остального - я буду только благодарен Богу, если появится такой человек, который скажет: Казимирыч, давай вместе работать! Один ум хорошо, а два-три еще лучше, этому я научился в джаз-группе «Архангельск». Я рад, что члены попечительского совета Фонда развития джаза болеют душой за эту музыку, я также часто советуюсь с архангельскими музыкантами. В общем, что будет дальше – Бог покажет. Но когда начинается осень, появляются желтые ДЖАЗОВЫЕ листья, - в Архангельске начинает пахнуть джазом!

Владимир Туров и Владимир Резицкий, конец 90-х

Алексей ШЕПТУНОВ

Все фотографии из архива Владимира Турова


Участники международного джазового фестиваля
«Дни Джаза 2003»
Архангельск, 27-28 сентября 2003 года

Лорен Ньютон (Lauren Newton - Германия)
Родом американка, Лорен Ньютон с 1974 года живет в Германии, где получила ученую степень по вокальному искусству. Пела в «Вена-Арт Оркестра» с 1979 по 1990 год, в составе коллектива записала около 20 пластинок и компакт-дисков. Ее первый сольный альбом получил ежегодную премию немецких критиков в 1983, именно этот успех стал для певицы своеобразной точкой отсчета. Лорен Ньютон много гастролировала и записывалась с такими музыкантами как Бобби Макферрин, Джени Ли и Урсула Дудзиак, писала музыку для Фрайбургского Театра и «Бург Театра» в Вене, многочисленных европейских радиостанций, и фильмов, в которых она также успешно снималась. С 1990 года выступает с квартетом «Тимбре», с 1995 с Жоелем Лендре, Фритцем Хойзером, Урсом Лаймгрюбером и Хейри Канцигом. Лорен Ньютон участвует в разнообразных музыкальных проектах, радио и студийных записях с Джоном Розе, Патриком Шайдером, Владимиром Тарасовым, Кристи Дораном, Антони Брэкстоном, Европейским Хаос-Струнным Квинтетом и многочисленными японскими музыкантами. В числе ее проектов – и совместные арт-акции с японским фотохудожником Кохо Мори, одна из которых пройдет и в рамках архангельских «Дней Джаза 2003».

Владимир Тарасов (Литва)
Всемирно известный барабанщик Владимир Тарасов является, наверное, одним из самых успешных и именитых архангелогородцев, покинувших родной город. С 14 лет играл в эстрадных ансамблях Архангельска, стал широко известен в 70-х годах как участник трио Вячеслава Ганелина, в котором одно время играл и Владимир Резицкий. Первым из русских барабанщиков стал выступать с сольными концертами, неизменно восхищая публику своим виртуозным владением ударных инструментов всех видов, размеров и происхождения. Помимо активной деятельности на джазовой ниве – в разные годы играл с Сергеем Курехиным, Джоном Зорном, Эндрю Сириллом, Анатолием Вапировым, - Тарасов также сотрудничал с симфоническим оркестром Литвы, где живет последние три десятка лет, духовым оркестром «Тримитас», ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, литераторами Андреем Битовым, Дмитрием Приговым и Ильей Кабаковым. Тарасов – неутомимый пропагандист нового и фри-джаза, постоянный участник и вдохновитель международных интеркультурных проектов, автор музыки к нескольким кинофильмам и театральным постановкам. Одним словом, Тарасов – это легенда.

Масахико Сато (Masahiko Satoh - Япония)
Известный японской джазовый пианист, композитор и аранжировщик Масахико Сато родился в 1941 году в Токио, изучал композицию в Беркли. Первый же его альбом «Palladium» был признан в Японии джазовым альбомом года. Позднее он выпустил несколько альбомов в Соединенных Штатах в составе трио вместе с барабанщиком Стивом Гэддом и контрабасистом Эдди Гомезом, практически все его диски получили мировую известность. Как композитор и аранжировщик работал со многими известными джазовыми исполнителями, среди которых – Нэнси Уилсон, Арт Фармер, Хеллен Мэрил и Накагава Масами, одно время работал под псевдонимом Ричард Дузенберг. В 1993 году принял участие в музыкальном проекте, посвященном традиционной музыке буддистских монахов (диск «Buddhist Music with 1000 Syomyo Voices»). Принял участие во многих джазовых фестивалях, в их числе – Берлинский, фестиваль в Монтре, а также крупнейшей акции «Восток встречает Запад» в Нью-Йорке, его концертные туры прошли по Австралии, Африке, Латинской Америке и России.

Казутоки Умедзу (Kazutoki Umezu - Япония)
Родился в 1949 году в Японии, свою первую группу сформировал будучи студентом музыкального колледжа. Сфера приложения талантов этого ярчайшего японского музыканта, композитора и импровизатора – кларнет, а также альт и сопрано-саксофон. В 1974 году принял активное участие в движении Нового джаза в Нью-Йорке, выступал с такими музыкантами, как Вильям Паркер, Рашид Али, Дэвид Мюррей. Изъездив полмира, вернулся в Нью-Йорк в середине 80-х, где выступал в культовом клубе “Knitting Factory” c Джоном Зорном, Марком Рибо и Томом Кора. Долгое время являлся пропагандистом такого яркого этно-джазового направления, как клезмер-музыка. Критики определяю его манеру игры как «иногда демонически энергичная, сверхскоростная и яростная, иногда – лирически блюзовая с непременным тонким юмором». Тем не менее, его игра – всегда очень «японская» и узнаваемая. На протяжении своей творческой карьеры Умедзу успел переиграть самую разнообразную музыку в самых разноформатных ансамблях, на его счету – несколько десятков пластинок и компакт-дисков.

Теруто Соеджима ( Teruto Soejima - Япония)
Ведущий теоретик и исследователь нового японского джаза, музыковед и джазовый продюсер. Роль Теруто Соеджима в становлении современной импровизационной музыки Страны Восходящего Солнца можно, пожалуй, красноречиво обозначить одним-единственным словом – гуру. Соеджима имеет непосредственное отношение к Международным Дням Джаза в Архангельске практически с самого их возникновения. Друг Владимира Резицкого, именно он незримо стоял за спиной практически всех японских джазменов, год от года выступавших в рамках архангельского феста.

Лера Гехнер Бэнд (Lera Gehner Band – Санкт-Петербург)
Лера Гехнер родилась в Ленинграде, где закончила музыкальную школу и Государственный институт театра, музыки и кинематографии. Параллельно увлекалась хореографией и спортом – была даже членом сборной Питера по хоккею на траве. Работала в театре-студии «Кудесник», театрах «Рок-опера», «Синий мост» и многих других. После 1991 года жила в Германии, где инициировала и осуществила массу интересных музыкальных и кинопроектов. На протяжении 1995-98 годов вновь жила в Петербурге, сотрудничая с театром «Арт-клиника» и телевидением, а также выступая с собственной группой «Punk-Jazz Mixtoorof». Она также стала известной благодаря постановке балетных спектаклей и авангардных рок-шоу. Выступала со многими немецкими музыкантами в Гамбурге, а также участвовала в шоу Владимира Чекасина. В последние годы Лера дополнила свой и без того впечатляющий послужной список организацией нескольких ансамблей современной музыки, среди которых наиболее успешным является фанк-шоу-группа «Лера Гехнер Бэнд», созданная с саксофонистом и аранжировщиком Алексеем Поповым. В репертуаре вокалистки – джазовые и блюзовые стандарты, которые благодаря подходу Леры сумели зазвучать необычайно свежо, современно и новаторски. Отличные вокальные данные в сочетании с артистизмом и темпераментом певицы сделали Леру, пожалуй, самой востребованной исполнительницей на питерской джазовой сцене.

Диксиленд Алексея Канунникова (Санкт-Петербург)
Ансамбль организован в далеком 1965 году при Ленинградской областной филармонии тромбонистом, и аранжировщиком Алексеем Канунниковым. Первые годы диксиленд гастролировал с джазовыми программами, играл в ресторане гостиницы «Советская», принимал активное участие в фестивалях. В 1975-1981 годах Канунников выступает в составе оркестра Иосифа Вайнштейна, где начинал свою карьеру исполнителя и аранжировщика, затем возглавляет эстрадно-джазовый ансамблю «Диапазон». В конце 80-х Алексей Канунников пригласил молодых музыкантов и собрал новый ансамбль традиционного джаза, после чего последовали многочисленные выступления за рубежом и на российских фестивалях. Сегодня Алексей Канунников – признанный патриарх российского джаза, один из старейших и авторитетнейших джазовых музыкантов страны.

Театр современного танца пу Николая Огрызкова (г.Москва)
Николай Огрызков приобрел известность выступая в составе танцевального коллектива Игоря Моисеева. Сотрудничал со многими звездами российской эстрады, создал свою школу-студию, выпускники которой сегодня уже работают в ведущих коллективах Европы. Театр современно танца Николая Огрызкова – участник национальной театральной премии «Золотая Маска». В рамках «Дней Джаза 2003» коллектив Николая Огрызкова представит мини-балет на музыку Аркадия Шилклопера, Михаила Альперина и Сергея Старостина.

Вячеслав Гайворонский (Санкт-Петербург)
Трубач и композитор, один из ярчайших представителей современного камерного джаза Вячеслав Гайворонский окончил Ленинградскую консерваторию, как джазовый исполнитель дебютировал на ленинградском фестивале 1966 года. С 1980 года выступает в неизменном дуэте с контрабасистом Владимиром Волковым, с которым посетил множество международных фестивалей. Этот «ансамбль малой формы» получил у музыковедов прозвище «тихого дуэта». В течение двух десятилетий дуэт остается одним из самых интересных и наиболее продуктивных ансамблей нового джаза, а авангард, исполняемый Гайворонским и Волковым, отличается особой креативностью, в пику деструктивизму, который культивируют большинство авангардистов. Параллельно дуэту, Гайворонский принимает участие во многих других проектах – в частности, с оркестром трубачей, входил в состав Оркестра московских композиторов, а на композиторском конкурсе в Италии получил специальный приз за композицию, посвященную Астору Пьяцоле. Другая половина дуэта, Владимир Волков, активно выступает в составе собственного «Волков-трио», а также с Игорем Бутманом, Аркадием Шилклопером и другими не менее известными музыкантами. На фестивале «Дни Джаза 2003» звездный дуэт Гайворонский-Волков будет доукомплектован еще одной культовой фигурой петербургского и российского джаза - известным пианистом Андреем Кондаковым, уже успевшим покорить Архангельск своим «Бразильским проектом».

Ведущий концертов – Михаил Митропольский (Москва)

Алексей ШЕПТУНОВ,
пресс-секретарь Архангельского Фонда развития джаза

 



» 15 октября 2014 Международный Музыкальный Форум АПозиция Х
» 11 июля 2011 ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - полная дискография
» 24 сентября 2009 ДЕВОЧКА НИЧЕГО НЕ БОЙСЯ - Первые три альбома
» 25 августа 2008 FAR FROM MIND - 12,5: the early years anthology
» 14 сентября 2007 MONOCHROME VISION
» 13 июня 2006 Go East: фестиваль Radius в Зальцбурге
» 22 июля 2005 JAN AKKERMAN in Arkhangelsk
» 21 февраля 2005 Юрий Антонов - возвращаясь к напечатанному
» 31 января 2005 CAPRICE в Архангельске 13 декабря 2004 года
» 20 мая 2004 Восьмой Международный Фестиваль Сергея КУРЁХИНА (SKIF-8)
» 26 марта 2004 Tanquam из Ярославля
» 03 ноября 2003 LLAMA - электронная импровизационная музыка
» 17 сентября 2003 О подлинниках и подделках в музыкальной индустрии
» 01 сентября 2003 KLAUS SCHULZE - Diskographie
» 22 августа 2003 ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР – история смерти
» 19 мая 2003 Алексей ЗАЕВ и Влад АФАНАСОВ "Когда начинается психиатрия" (2001)
» 27 марта 2003 Феномен маленьких пластинок Юрия Михайловича Антонова
» 14 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «Умер» «Рыбьи глаза» (1992)
» 14 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «Умер» «Мунда Ганда» (1991)
» 13 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «Умер» «Успокоение» (1991)
» 13 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «УМЕР» «На брюхе» (1991)
» 21 февраля 2003 АНТОН БАТАГОВ "Внутри у Макинтоша находится пустота."
» 20 февраля 2003 ЭКЗОТИКА - первая серия
» 20 февраля 2003 ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - интервью Сергея Богаева (1996 год)
» 27 декабря 2002 Интервью Алексея Шептунова с ансамблем девушек «Колибри»
» 26 декабря 2002 Интервью Алексея Шептунова с группой «Белый Острог»
» 01 января 2002 Обзоры
www.atvc.ru