Результаты
От редактора Обзоры Рецензии Статьи Cathedral Pages Былое MP3-Архив Фото King Crimson В начало E-mail

Tanquam из Ярославля

Обзор материалов журнала «Результаты»
освещающих творчество ярославской группы Tanquam

В связи с тем, что у Tanquam наконец-то официально издан на компакт диске давно записанный альбом "Artanasan", я вспомнил, что на у нас на сайте отсутствуют давнишние материалы, которые были опубликованы в своё время в бумажных номерах "Результатов", а также на "первом" сайте. Вот, решил восполнить этот пробел. А непосредственно сама рецензия на альбом находится, разумеется, в разделе "Рецензии". >>>

АТ

 

Tanquam contact: tanquam@hotbox.ru

 


TANQUAM в Архангельске

TANQUAM в Архангельске, 2000 (left to right): Александр Никитин, Ирина Кузнецова, Сергей Никитин.

Нам повезло, 28 октября в рамках концертов фестиваля "Беломор-Буги-2000", состоялось долгожданное выступление ярославского коллектива TANQUAM в Архангельске.

Приезд этот состоялся исключительно благодаря Александру Васильевичу Мезенцеву и счастливому стечению разных случайных обстоятельств случившихся у нас в Архангельске, а также тому, что TANQUAM уже очень давно хотел побывать в нашем городе и, разумеется, был к этому технически готов. Впрочем, до этого Александр Никитин уже был у нас однажды в гостях на фестивале "Оттепель", правда всего лишь как барабанщик в составе ярославского психоделического блюз-рокового трио L55.

Два дня фестиваля ББ-2000 проходили в бывшем ДК завода "Красная Кузница", назвающемся официально сейчас Культурный Центр "Соломбала-Арт", а в народе по прежнему - "Краска". Благодаря тому, что Александр Васильевич развернул активную рекламу "Беломор-Буг" на радио в своей передаче "Русский Рок на Русском Радио", народу пришло просто немеряно. Раздевалка, расчитанная всего на 500 крючков, буквально ломилась от одежды, ибо на каждый гвоздик вешалки было нацеплено по три-четыре комплекта курток и шапок, встречались также пальто и шубы особо обеспеченных. Такой активной посещаемости рок-н-ролльных мероприятий я уже много лет не встречал в Архангельске. Хотя эта активность вышла в конце концов боком. Во-первых, народ не поместившийся в зале начинал активно употреблять всё, что можно употребить для повышения собственной внутренней радости и уменьшения безысходного горя от того, что в зал не влезть. Во-вторых, из-за этого активного употребления всё мероприятие (что довольно закономерно) в конце концов стало здорово походить на реальный сумасшедший дом. Ну да ладно, я-то всё равно находился за кулисами и просто беседовал за знакомство с Александром и Ириной.

TANQUAM выступал после нашего ДЕКАДАНСА, что само по себе должно было настроить зал на нечто более серьёзное, чем, скажем к примеру, коллектив из г.Мирного под названием ТРУПНЫЙ ЯД. Обещанного перерыва в ходе концерта первого дня организаторам сделать не удалось, и это как раз по причине перманентного окружающего сумасшедствия публики, что стало сильно пугать администрацию "Краски". А ведь во время этого перерыва Александр Никитин как раз и планировал отстроить звук для ударных! Но что делать, пришлось следовать создавшейся ситуации и начинать свой выступление буквально сразу же, под требовательный рев публики, часть из которой разместилась уже прямо на сцене.

Собственно, концертный вариант TANQUAM отличается от студийного только тем, что Александр использует обычную (акустическую) ударную установку и различного рода перкуссию (для которой нужен ещё дополнительный человек и им был на этот раз Сергей Никитин). А все партии клавишных неизменно исполняются Ириной Кузнецовой практически идентично студийной записи - Ensoniq, он по другому просто не умеет. Хотя на архангельском концерте смог! Когда в электрической сети стало гулять напряжение (как это у нас часто бывает), то, неспособный вынести подобные издевательства, TS-10 стал выдавать такие неожиданные оттенки звуков, да так лихо, что Александру и Ирине оставалось только удивленно переглядываться.

На самом деле музыка TANQUAM - это практически реально настоящая симфоническая, достойная к исполнению полноценным филармоническим оркестром, с натуральным органом, хором (типа как Восьмая симфония Малера, например). Настолько это убедительно мощная и демонически завораживающая музыка, столь далеко выходящая за рамки возможностей банального "энсоника" и скромных обычных барабанов. Да только посудите сами - как это возможно в наших условиях организовать? И попробовать при этом записать?

И ещё: я давно заметил для себя, что у TANQUAM всё более чем в порядке с ощущением времени. На самом деле это важное и сложное (но, наверное, хорошо знакомое всем меломанам) ощущение, а вот серьёзно задумываться о нём в своё время я стал наверное только после прочтения "Преследователя" Кортасара. TANQUAM может это самое время легко сжимать, но, правда, в нашем восприятии музыки. Заметьте, не расширять, а именно сжимать: пьеса длиной в 20-30 минут может совершенно легко восприниматься на одном дыхании и казаться при этом всего пятиминутной. В этом смысле растягивать время гораздо легче.

Так вот, незаметно пролетевшее выступление продолжалось всего полчаса, за это время было исполнено две композиции: "Artanasan" - пьеса к новому альбому, который ещё только готовится к записи, и, хорошо известный мне, великолепный "Ритуал" из первого кассетного альбома 1994 года "Mono No Avare". Ребята хотели представить в целом три пьесы, но концерт вдруг пришлось сократить. За кулисами возник Саша Мезенцев и стал активно жестикулировать, показывая, что пора завязывать. Оказалось, что во время исполнения "Ритуала" в зале произошла драка, которую удалось прекратить только полным выключением звука, и по этой причине администрация "Краски" повелела все эти самые "беломорбуги" немедленно прекратить. Хорошо хоть вообще всё электричество не вырубили и TANQUAM смог полностью отыграть "Ритуал". Я находился все время на сцене снимая выступление на видеокамеру и могу засвидетельствовать - понять оттуда, что происходит в зале было совершенно невозможно: во-первых дым стоял коромыслом, хоть топор вешай (у меня буквально слезились глаза!), а во-вторых освещение сцены в этом дыму полностью блокировало видимость дальше второго ряда. Дрались, кстати, рядом с пультом звукооператора, именно поэтому он и вырубил звук в зале, чтобы прекратить драку. А на сцене, в наушниках от собственного танкуамовского мониторного "Амфитона" всё вроде бы звучало нормально, Саша и Ира даже не почувствовали отсутствия звука в зале и спокойно продолжали своё дело. Уж не знаю, что послужило катализатором таких настроений у публики, но факт остается фактом - дрались именно на выступлении ярославцев.

Саше Мезенцеву удалось уговорить директора "Краски" ещё хотя бы на одну группу, веско аргументируя свою просьбу тем, что это гости из Питера - команда "Аэроплан", которые бодро отыграли ещё полчаса - и всё, первый день фестиваля был завершен. Впрочем все эти сложности остались для нас тогда неведомыми, мы спокойно сидели в гримуборной за кулисами и под песенный шум "аэроплановцев" неторопливо обсуждали планы действий на следующий день, которые заключались в скромном желании наших гостей немного осмотреть город и конечно увидеть Белое море.

Что происходило в "Краске" на второй день "беломорбуг" мне неизвестно, да и на самом деле вовсе даже неинтересно, ибо потенциально хороших команд там не планировалось, за исключением любимой, но второй год раздолбайски буксующей на одном и том же месте архангельской "Анфисы". Поэтому я решил поехать с танкуамовцами и мунфарауэевцами в Северодвинск на Ягры, дабы выпить на природе, на свежем зимнем ветерке немного водочки, посмотреть на море и спокойно при этом пообщаться. Что может быть в нашей жизни ценнее и лучше дружеского человеческого общения? Да, вобщем-то - ничего! Так что поездка эта несомненно удалась. В ней было всё: пронизывающий насквозь ледяной морской ветер и согревающая "Соловецкая", внезапный яркий луч солнца, вырвавшийся сквозь низкие синие тучи, снег и ритуальное купание Александра Никитина в море, и потом неторопливые посиделки в соседнем кафе. Так что теперь нам всем есть что вспомнить об этом дне. А вечером ребята уже отбывали московским поездом в Ярославль. Праздник кончился, завтра на работу.

АТ (ноябрь 2000)

Восьмиминутный фрагмент пьесы "РИТУАЛ" (то есть всё то, что записалось после драки) можно послушать, в нашем МР3-Архиве вот здесь >>>> 


TANQUAM
The Wheel of Time (демо запись)
©1999 (C-90)
 
Side A:
1. Nurim (Ирина Кузнецова)    [10`20]
2. Esta (Ирина Кузнецова)   [7`55]
3. Artanasan (Ирина Кузнецова)  [14`12]
4. The Ritual (last version short track) (Tanquam)  [14`05]
Side B:
5. Rodved (Александр Никитин)  [18`09]
6. Lard (Tanquam?)  [28`33]
 
И снова - только слова восторга! В этой музыке чувствуется неимоверная сила и энергия. Настолько лихо сделано, что осознаешь свою полную беспомощность в попытках описать такую музыку словами. Да и стоит ли это делать! Музыку нужно слушать.

Единственный из недостатков - при воистину симфоническом размахе пьес они не очень качественно записаны. Эта некачественность двоякая: во-первых чисто техническая - запись на кассете со всеми вытекающими последствиями в виде шума плёнки и во-вторых, процесс реализации, заключающийся в банальном подключении к "Энсонику" записывающего аппарата напрямую без всякой обработки и сведения, не говоря уже о желательном добавлении акустических инструментов.

Слушаю эту кассету и представляю себе, насколько классно можно было бы записать эту музыку! Добавьте сюда нормальные акустические барабаны, Александр ведь потрясающий барабанщик! Вобщем, явно не хватает маленьких штрихов, сделавших бы этот новый альбом Tanquam настоящим шедевром.

Нормальная симфоническая музыка, которую не стыдно записать полноформатных оркестром. По стилистике здорово напоминает "Магму" Кристиана Вандера.
Здорово!

АТ (октябрь 1999)

Хорошо, конечно, говорить "только слова восторга", и я могу понять АТ в его эмоциональном порыве по поводу как никогда великолепного альбома TANQUAM, но... Меня не покидает некое тревожное чувство, что музыканты не совсем понимают тот факт, что их музыка в данном виде, в каком мы её сейчас имеем, больше напоминает некий полуфабрикат, в котором очень важна роль самого слушателя, - его желание "не замечать" провалы по звуку, "домысливать" живые хоралы и барабаны на месте узнаваемых электронных заменителей. При подобном подходе - это действительно просто восхитительный альбом. Но сколько можно играть в такой вот "общественный договор"? Я понимаю, в первых альбомах TANQUAM, делая скидку на высочайший профессионализм и колоссальную композиторскую одаренность, можно было смириться с подобного рода огрехами, - но почему от работы к работе переходят одни и те же недостатки?

К сожалению, на данный момент у TANQUAM нет ни одного профессионально сведенного альбома, лишь "Mono No Avare" имел нормальную кассетную реализацию, - хотя качественно свести с электрических клавиш на мини-диск или CD-R не составляет никакого труда. Возникает подозрение, что ярославцам просто всё равно, услышит их музыку кто-нибудь кроме аудитории тех небольших клубов, где они выступают, - кстати, действительно триумфально - сужу по видео записи с одного из московских клубных концертов... В бытность Александра Никитина в Архангельске на фестивале "Оттепель" в составе ритуально-джазового трио L55 мы сумели оценить его потрясающую технику игры на ударных. Помню, как после их выступления к Александру подходили пьяные шведские панки из какой-то выступавшей тут-же команды, и молча жали ему руку... Теперь - как бы нам и сам TANQUAM услышать живьём?

Что же касается самой музыки с "The Wheel Of Time", то я предпочитаю слушать альбом с вещи под названием "Esta", которая является очередным шедевром женской составляющей TANQUAM. "Artanasan" - удлиненная версия композиции с сольного альбома "Катун-Ахау" Ирины Кузнецовой, а "Rodved" написан Александром и является кульминацией всего альбома - очень трагичная и жесткая пьеса. Что же касается "Lard", то я рад, что наконец-то длинные амбиентные пассажи, которыми TANQUAM так любят завершать свои программы, - или, того хуже, строить альбом лишь на них, как в случае с "48 Steps", - получились убедительными не только с точки зрения концептуальности, но и очень интересными собственно с музыкальной стороны...

Безусловно, TANQUAM - одна из лучших российских команд, и тем более стыдно так небрежно относиться к собственному творчеству. Когда же мы всё это услышим хотя бы в виде CD-R?
Ха, - наверняка усмехнулись танкуамовцы, - вам нужно, вы и думайте...
...н-да, друзья, похоже, это действительно только наши с вами проблемы...

АШ (январь 2000)

P.S. На самом деле, когда я писал эту самую рецензию, то меня мучили такие же точно терзания и сомнения, с одной стороны всё здорово, но вот...  Впрочем, как выяснилось на самом деле - эта кассета является черновым наброском к будущему альбому, если хотите, определенного рода демо-записью, которую нам отправили просто для ознакомления и которую вовсе не стоит оценивать по полной программе как официальную законченную работу.

И ещё, к моему величайшему сожалению, именно по причине отсутствия нормального качества записи танкуамовский "Rodved" не попал в третий сборник "Результатов". Хотя я был готов пожертвовать объемом в пользу TANQUAM и предоставить 18 минут места для столь потрясающей музыки. Но это неустранимое шипение... Поэтому сборник получился именно таким, какой он есть, а пьесой "Rodved" я добиваю до 90 минут звучания кассетный вариант результатовской третьей компиляции.

АТ (февраль 2000)


TANQUAM
Кассетные альбомы
обзор опубликован в Результатах номер восемь, декабрь 1997

"Mono No Avare" (c)1994 C-90
1. Tibet  [4`04]
2. Sufi [21`00]
3. S.Dance  [9`35]
4. Anna   [8`48]
5. Mono No Avare  [13`05]
6. Witch`s Dream  [14`00]
7. Ritual  [12`37]
 
"Myth" (c)1995 C-90
1. Tiama (Ирина Кузнецова)  [4`02]
2. Urbanidad  [20`31]
3. Runved  [16`20]
4. Enform  [2`36]
5. Amna (Ирина Кузнецова)  [14`11]
6. Myth   [31`30]
 
"The 48 Steps" (c)1995 C-90
1. Myth part II  [45`00]
2. Dreaming  [45`00]

Авторство музыки на всех альбомах принадлежит А.Никитину, кроме двух композиций на кассете "Myth". Состав коллектива: Ирина Кузнецова, Александр Никитин, Евгений Бибик.
Записано на аппаратуре Ensoniq А.Никитиным.

Вот и получилось связаться напрямую с группой Tanquam. Спасибо студии RockMan за оказанную помощь. Чем больше я слушаю присланные кассеты, тем больше проникаюсь уважением и любовью к этому коллективу. Мои сдержанные похвалы музыке Tanquam, содержащиеся в коротенькой рецензии седьмого номера на альбом "Mono-No-Avare", можно смело усилить раз в десять, но и это будет лишь слабым подобием уровня моей любви к творчеству ярославских музыкантов.

Чтобы не скатиться к банальным дифирамбам и похвальбам, правильнее будет просто привести выдержки из писем Александра. Информация из первых рук всегда лучше.

АТ


"Высылаю все три альбома нашей группы, есть ещё пара недоделанных, их пока не стоит слушать. Эти же три альбома завершены полностью, правда, писались они быстро и в не очень нормальных условиях. Мастер - не цифровой, DAT`а у нас нет и мы всё пишем на "металлическую" кассетную матрицу. Поэтому качество - какое есть. Сделать лучше пока нет возможности."

"Все три альбома разные. Первый - "Mono-No-Avare" (с)1994. В названии - японская идиома, символизирующая скрытую сущность предметов и явлений. Второй "Myth" (Миф) записан в 1995 году. Третий альбом тоже 1995 года называется "The 48 Steps" (48 шагов). Записывал все три альбома я самостоятельно. Бибик в основном читал в это время Г.Гессе "Игру в бисер". Всё писалось посредством "Энсоника", (честь и хвала этой фирме) и проникновением через полые трубы наших тел святого духа - покровителя города Tanquam. Вся подоплёка творчества базируется именно на этом. Стиль музыки в следствие этого был назван нами "trance-myth" (трансовое мифотворчество). Tanquam - это миф, смоделированный нами город, существовавший на территории нынешней Мексики (точнее, на границе Аризоны и Мексики) задолго до империи Толтеков. Город был столицей народа - иронов, примерно за 5-6 тыс. лет до нашей эры и тесно сосуществовал с империей Толтеков. По одной из версий американских исследователей, в один из дней весь город исчез вместе со всем населением. Поскольку ироны находились в состоянии войны с толтеками, надо полагать, это была вынужденная мера, плюс тот факт, что вожди и верховные правители города были непревзойденные маги и колдуны, следует думать, что они просто всех взяли в свой иной параллельный мир, в своё сновидение. Именно это и является предметом нашего интереса. Это некий артефакт, с элементами архетипа, некая колыбель цивилизации, что-то напоминающее "Амбер" Роджера Желязны. И, естественно, что все вещи в альбомах раскрыывают суть людей, событий, судеб и характеров этого города. Лишь две первые композиции - дань духовным источникам и учителям, т.е. "Тибет" и "Суфий". Всё остальное о городе. Есть ещё незавершенная книга, литературное обоснование данного проекта, но пока читать её рано.

Живые выступления планируются в виде неких мистерий, т.е. танцы, различные светоэффекты, видео-ряд, чтение и пение священных текстов. Пока до этого ещё дело не дошло. Живых концертов было всего три, плюс один неполным составом. Два из них были на местном рок-фестивале в 1994 году. Третий - в филармонии. Играли часовую программу, почти весь первый альбом. Сыграли хорошо, использовали всю барабанную часть местного симфонического оркестра, т.е. литавры, колокола, гонг, маримбу, ксилофоны и кучу всякого разного - сцена была заставлена вся, смотрелось и слушалось тоже вроде бы всё неплохо. В статье про это всё есть. (К письму прилагается статья из местной газеты "Золотое Кольцо" от 29 декабря 1994 года). Статья смешная, ну уж что есть.  Вообще о нас тут много написано, как-нибудь позже это вышлю, попробую и видео-материал кое-какой подослать. 16 февраля выступал по местному ТВ в передаче "Лестница в небо", это о музыке "нью-эйдж", получасовая версия проекта. 28 февраля выступали барабанной частью группы в "приват-клубе Парадиз" (это для "толстых" людей Ярославля). Слушатели много пили, ели, говорили (наверно о Ницше, Бердяеве и диалектическом материализме), но хлопали и вежливо смотрели на сцену. Смешно. Но нет денег и вот поэтому пришлось. Очень трогательно мы там смотрелись."

Когда я впервые смог послушать TANQUAM в спокойной обстановке, то сразу же обратил внимание на то, насколько эта музыка медитативна и глубоко лирична при всей своей необузданности и богатстве тембральных красок. Вполне справедливо её можно сравнивать и со штормом и с горным обвалом, но всё это очень поверхностные впечатления, явившиеся скорее всего результатом элементарной невнимательности либо музыкальной невоспитанности. Ибо музыка не должна оцениваться только по уровню громкости и темпу исполнения той или иной пьесы. Но, с другой стороны никак нельзя воспринимать музыку TANQUAM только как воплощение медитативного начала и только как оригинальную форму мелодического звукоизвлечения. Это совершенно не так и глубоко неправы те, кто считает группу работающей в стиле "нью-эйдж". Этим термином, кстати говоря, активно блистал ведущий телепередачи "Лестница в небо" в разговоре с Александром Никитиным (видеокассета была нам прислана и тщательно отсмотрена), чем показал своё полное непонимание предмета разговора. Сам Александр неспроста классифицирует стиль коллектива как "трансовое мифотворчество", ибо этот термин насколько это возможно точно отражает направленность деятельности группы. Впрочем, говоря о группе более справедливо, на мой взгляд, говорить только о дуэте: самом Александре, в первую очередь как о духовном идеологе и о Ирине Кузнецовой, наиболее активно воплощающей с профессиональной точки зрения совместные музыкальные идеи. Третий участник проекта - Евгений Бибик, скорее всего являлся лишь "ударным" усилением для концертной деятельности, к тому же в октябре он женился и по слухам за семейными заботами сейчас отошел от дел, да так далеко отошел, что теперь пришлось даже привлекать к работе совершенно другого барабанщика.

Кстати, о концертной деятельности: в этом году (т.е. в 1997) у нас было две возможности пригласить Tanquam в Архангельск, первый раз на фестиваль к В.П.Резицкому в начале октября, а второй раз на "Беломор-Буги" А.В.Мезенцева в самом конце ноября. С "Днями Джаза" всё сорвалось по простой причине - именно в это время была свадьба у Евгения и, естественно, приехать не было никакой возможности. Во втором случае Александр сослался на неподготовленность к концертным выступлениям с новым барабанщиком и Tanquam опять не приехал. Есть у нас в Архангельске ещё одно мероприятие - "Оттепель", проводимое Мишей Бубновским каждый раз где-то по весне. Очень хочется надеятся на то, что всё получится в этот раз. Хотя, лично для меня важнее не послушать Tanquam на сцене, а скорее плотнее пообщаться в спокойной обстановке лично с Александром, телефон и письма - это очень хорошо, но вот живого общения это никогда не заменит. Кстати о личном общении: Алексею Шептунову удалось повстречаться с Александром во время его поездки на поезде из Архангельска в Москву. Встреча произошла на ж/д вокзале г.Ярославля и продолжалась всего несколько минут, пока стоял поезд. После этого у нас появились ещё несколько дополнительных документов о деятельности этого замечательного коллектива: уже упоминавшаяся видеокассета и альбом Ирины Кузнецовой, о котором - ниже.

Вобщем, вот такие дела. А продолжает разговор о группе Tanquam рецензия Алексея Шептунова на лучший по его мнению альбом коллектива - "МИФ".

АТ

TANQUAM "Myth"

Лучший из альбомов Tanquam начинается прекрасным лирическим вступлением, сопоставимым разве только с ярчайшими моментами творчества Вангелиса, и уводит в мистическое путешествие сквозь руины древних культур, чувств, пра-культов, неясных видений и вечных архетипов. "Миф" - музыкальный аналог Кносского Лабиринта, где любой поворот сулит неизведанное, а бесконечные коридоры уводят всё дальше от однообразной реальности. Ритуальность и неоклассика, суровая сакральность и глубокий лиризм, готика и амбиент... - в который раз уже смешные и несовершенные музыкальные термины пытаются выразить в знаковой системе необъяснимый в принципе музыкальный поток, имеющий куда более древнюю природу, чем Слово...

Если же проводить какие-то формальные параллели, то единственные, кого немного напоминают Tanquam, это Shinjuku Thief, но это скорее схожесть уровня музыкального мышления. Не побоюсь этого слова - альбом просто шедевр, подобные вещи меньше всего хочется как-то описывать и характеризовать. Его надо слушать - снова и снова, особое внимание при этом обратив на композицию Ирины Кузнецовой "Amna", аналога которой трудно найти не только в российской музыке...

Вобщем, я знаю, с кем будет большое интервью в следующем номере "Результатов".

АШ


ИРИНА КУЗНЕЦОВА
Katun-Ahau
(p)1995 Tanquam (длительность 45 минут)

01. Пир в чумé  [4`27]
02. Артанасан  [4`31]
03. Она пришла  [2`04]
04. Взгляд  [1`31]
05. После всего, как...  [1`30]
06. Советы матери  [2`06]
07. Дорога  [2`34]
08. Переход  [2`30]
09. Вольность-воля  [1`00]
10. Крылья  [1`11]
11. Разговор, и...  [2`24]
12. Иго  [1`40]
13. Кольцо  [1`03]
14. Подарок  [0`57]
15. Птицы с ними  [3`00]
16. Пути  [6`18]
17. Ишонах  [3`39]

Что тут поделаешь - ну нравится мне музыка, которую делает эта ярославская компания, причем не важно, как это называется: работа-ли это коллектива Tanquam собственно, либо сольный альбом одного из участников. Чувствуется марка, которая лично для меня уже стала знаком качества. Поэтому работу Ирины можно рассматривать с разных точек зрения - как продолжение "танкуамовской истории" или как работу серьёзного музыканта, которому и самому есть что сказать.

Этот великолепный альбом до предела насыщен прекрасными мелодиями, которые при этом поданы очень аккуратно и не приводят к пресыщению, внезапно обрываясь "на самом интересном месте", никакого намека на амбиентность - постоянные смены ритма и настроений не дают соскучиться и создают своеобразную интригу, если это слово вообще применимо к музыке. Налицо типичный "постмодернистский" подход, хотя при этом полностью утрачивается свойственная Tanquam`у ритуальность. Видимо, этим расхождением с основной концепцией группы и вызвано желание Ирины записать сольную работу, по набору же звуков и реверов этот альбом почти не отличается от того же "Мифа". В который раз поражает удивительная композиционная выстроенность произведения Ирины, эта сфера музыки явно изучалась долго и серьёзно, владение инструментами также больше чем уверенное и очень профессиональное. А не хватает всему этому примерно того же, чего и музыке Tanquam: некоторой доли акустической теплоты и, лично на мой взгляд, хоровых наложений в некоторых местах.

Да простят меня читатели за нудный стиль этих размышлений; я полностью согласен с мнением, что музыку нужно оценивать в большей степени на уровне эмоций и ассоциаций. Так вот на уровне чувств я, подобно уважаемому редактору, с удовольствием обозначил бы этот альбом простым словом "клёва!" С ассоциациями же всё несколько сложнее, - эта запись упорно мне "напоминает", если можно так выразиться, возможный саундтрек к несуществующему фильму Питера Гринуэя по... произведениям Льва Гумилева. И это ни в коем случае не упрек в подражании Найману и Мертенсу, возможно, лишь в чем-то похожее по духу сочетание буффонады и драматизма?.. Ухожу, ухожу...

АШ


TANQUAM
Mono No Avare
(p)&(c)1995 Demo Album/Self Release, C-90
(c) Distributed by ROckMAN Studio.

1. Tibet  [4`04]
2. Sufi  [21`00]
3. S.Dance  [9`35]
4. Anna   [8`48]
5. Mono No Avare  [13`05]
6. Witch`s Dream  [14`00]
7. Ritual  [12`37]

Recorded in TUZ Studio, 1995, Yaroslavl, Russia.
Sound, produced, arranged by TANQUAM.

Irina Kuznetsova - keyboards, vocals;
Alexander Nikitin - drums, keyboards, vocals;
Evgeny Bibik - drums, keyboards.

Вот такую кассету привез внезапно Алексей Шептунов из своей поездки за границу Архангельской области. Охарактеризовав её "правильной" оставил послушать. Оказалось, что ярославские ребята знают толк в том, чем они решили заниматься. И иного названия для этой записи, кроме как "правильная", действительно сложно придумать.

Несмотря на обозначенные на обложке имена трех человек, в "группе" явно заправляет кто-то один и после прослушивания записи сложилось сильное впечатление, что и записан материал этим одним человеком на всего одном "энсонике". Указанных барабанов и вокалов идентифицировать не удалось. Музыка, впрочем, от этого хуже не становится. Но и лучше тоже.

Больше всего мне понравилось то, что предложенные пьесы имеют приятную длительность, вплоть до 20 минут. Это клёво, ибо как раз успеваешь въехать в соответствующее состояние, а то за три-четыре минуты (как у некоторых) это никак не получается.

Жаль, что на бумажке, вложенной в кассету, не оказалось контактного адреса. Было бы интересно пообщаться. Надеюсь, что это будет возможно в будущем, не все-же таковы, как г-н Чекалин, который так и не ответил на моё давнишнее послание, сделанное ещё в бытность сотрудничества в рамках ТИФа. Вобщем, будет кто в Ярославле, имейте ввиду, что в этом городе есть люди, занимающиеся хорошей музыкой, или, как минимум, желающие эту музыку слушать, а студия ROckMAN - это место, где можно с ними законтачить.

АТ (Результаты номер семь, август 1996 года)


Интервью журналу Gaze Into A Gloom

e-mail: giag@mail.ru
address: Gaze Into a Gloom, c/o V.Edgar, p.o.box 15, LV-1011, Riga Latvia
http://www.giag.lv

 

Их не полюбить невозможно. Это напоминает волшебство - талантливо объединенные холодность амбиента, величие фолка и классика. Сильная и доказывающая безгpаничные возможности синтезатоpной техники музыка становится ключом от двеpи на донышке вашего pазума и высвобождает фантазию. Легкое и непринужденная интерпритация дpевнейших культуp от Тибета до афpиканского культа вуду.

1. Расскажи о составе группы. Я почти уверен, что у вас всех троих музыкальное образование. Так ли это?

На сегодняшний день нас уже не трое, а пятеро. Из старого состава остался я (drums, keyboards) и Ирина Кузнецова (keyboards). Второго нового барабащика завут Владимир Смирнов - он заканчивал культ.(урно??)-просвет.(ительское???) училище. Я окончил Кострамское музыкальное училище, Ирина - музыкальную школу.

Теперь у нас есть голоса - это Вероника Кукушкина - музыкальное училище, и второй вокал Галина Лис - тоже музыкальное училище.

2. Немного биографии/истории TANQUAM.

A.N.: Группа образовалась между 1993 и 1994 годами в Ярославле, в местном театре Юного зрителя, где я работал в оркестре, а остальные в технических службах. Там и репетировали весь материал. Потребность играть возникла, наверное, в следствии усталости от тогдашней музыки. Я на тот момент переиграл все, начиная от трэша, блэка и хард-рокеа до фолька и джаза. Ира тоже порядком устала от джаза, а Бибик, бывший второй барабанщик, запарился играть грандж. Вот мы и собрались что бы сделать что-то новое в Ярославле, некий свой стиль. То что получилось мы назвали Trance-Myth, то есть трансперсональное-мифо-творчество.

Просидели месяц за материалом и выступили на довольно приличном рок-фестивале в Ярославле, где и полусили гранд-при. Потом еще был ряд высуплений, одно особенно удачное в местной филармонии с использаванием всей перкуссии и ударных инструментов симфонического оркестра.

GIAG: Что означает TANQUAM?

A.N.: TANQUAM означает город далекой древности, город наших снов и мыслей. При определенном количественном произношении про себя, TANQUAM способен переместить вас в другую реальность бытия, по сути в другой мир.

В основу концепции группы положен архетип города - первоосновательной колыбели человечества, придуманый нами. В нем свой пантеон правителей, героев и богов, потому-то стиль и называется Trance-Myth. Обилие амбиентных кусков органично вплетенных в драматичсескую нео-классику и создают трансовость музыки.

3. Сколько обычно времени вы тратите на сочинение и запись новой вещи?

A.N.: Времени порой уходит очень мало, а иногда месяцы. Порой, все зависит не от нас, а от технических обстоятельств и наличия свободного времени, ну и конечно от духа, присутсвующего в нас. Почти весь материал, на том первом этапе был написан мной, потом, отойдя от джаза, включилась Ира.

4. Какие группы оказывают на вас влияние в работе над звучанием TANQUAM?  И как вы сами определяете свой стиль?

A.N.: На TANQUAM огромное влияние оказали: Klaus Schulze, DEAD CAN DANCE, STOA, ARCANA, ELEND и др..

5. Часто ли вы выступаете? Если да, то где?

A.N.: Сейчас да. После трехлетнего перерыва выступаем весьма активно. Благо много нового материала. Пока это в основном Ярославль.

6. Работаете ли вы исключительно с синтезаторами и компьютером?

A.N.: Да, пока работаем исключительно с синтезаторами и компьютером. Пока нас это устраивает, хотя русский менталитет в музыке считает считает эти инструменты "не живыми". Но это в силу своей ограниченности и гипертрафированной  самооценки.

7. Расскажите о ваших отношениях с Sombre Prod.. Намерены ли вы еще что-то выпустить на этом лейбле?

A.N.: Отношения Sombre Production очень хорошие и теплые. Они выпустили наш первый альбом, за что им спасибо. Наверное будут и другие, хотя очень хочется завязать интимные отношения с Hyperium и Nuclear Blast.

8. Есть ли в группе лидер?

A.N.: Это нескромно, но лидер - я. Но сейчас нас как бы двое, моя женская половина и иностась - Ирина. Мы одинаковы в деле TANQUAM. Правда вся идея моя, но наиболее тонкие и красивые места в музыке - ее. Своего рода Инь и Янь. Нам очень хорошо пишется вдвоем, вся тяжесть, суровость, мрачность и необузданость от меня, а от нее легкость, красота и мистичность.

9. Работаете ли вы над чем-то новым? Будет ли это в ключе Folk-Ambient-Industrial как и альбом Mono No Avare?

A.N.: На сегодняшний день мы имеем 4 альбома, плюс дописывается пятый. Это: "Mono No Avare" (1994, 90 min.), "The Myth" (1995, 90 min.), "48 Steps" (1995, 90 min.), "Katun Ahau" (1996, 45 min.) и скоро закончим пятый альбом, рабочее название "Wheel Of The Time". Стилистика примерно таже.

10. Откуда черпаются идеи, темы, образы?

A.N.: Идеи и образы, все исходит из самой концепции TANQUAM - мифического города. А также из прочитаного и увиденного "багажа", ну и конечно же действуют небесные сферы проходящие через нас.

11. Ваше отношение к абстрактному искусству, авангарду?

A.N.: К абстракционизму относимся очень хорошо. У нас самих много таких кусков в нашей музыке не мыслю без этого.

12. Вы поддерживаете/состоите в каких-либо организациях, сектах и т.д.?

A.N.: Ни в сектах, ни в каких-либо других объединениях мы не состоим и не будем - только наша группа, и все. Истину и свет не найти в толпе и на дороге многократно исхоженной и залитой кровью и слезами. Мы приходими голыми и поодиночке - так и уйдем, почти ничего не взяв собой. Ни какая вера не поможет под дождем или вл время пожара или войны. Мы отрицаем все религии - они унизили нас как вид, и видимо в будущем нас погубят - все эти боги, а главное их неутомимые последователи с ножом в одной руке и голубем в другой.

13. Музыка и наркотики - актуально ли это для вас это сочетание?

A.N.: Музыка и наркотики это актуально и нужно. Только так, как это подается и делается у нас - это смерть и приговор всем нам.

Когда-то, я уверен, именно наркотики подняли человека с колен и показали ему небо. Именно наркотики лежат в основе всех мистерий, в том числе и Евлизинских, где получили посвящение Гераклит, Платон, Сократ и многие другие. Но современный человек потерял к ним ключ, и видимо уже не найдет его. А жаль, возможно это спасло бы нас от самих себя.

Сами мы наркотики не принимаем. Хватает озарений и без стимуляторов, хотя если в нужное время, в нужном месте и правильным человеком нам бы это было показано, то почему бы нет!

14. Ваше отношение к THE PRODIGY? И как вы относитесь к популярности среди тинэйджеров?

Типичная  "горизонтальная" музыка.

16. Внешний вид - важно ли это для вас? Что вы носите, чтобы соответствовать музыке TANQUAM?

A.N.: Внешний вид пока нас не волнует, хотя отдаем предпочтение черному цвету в одежде. Мне нравится трактовка современной психологии и психиатрии черного цвета - цвета несостоявшихся надежд, не реализавшихся планов и депрессии. Именно то, что нам нужно, что нам сейчас и соответствует.

Наши планы и надежды не реализованны, и это здорово. Ведь если все будет реализоваться, то зачем будет нужна музыка - тем более наша?!

17. Какие музыкальные издания вы читаете?

A.N.: Регулярно читаем архангельские "Результаты".

18. Кто придумывает названия для новых песен?

A.N.: Название вещей, в основном мои, правда все это проходит жесткую цензуру у Ирины. 

19. Ваш музыкальный прогноз на 2001 год?

A.N.: Насчет прогнозов трудно, хотя очень хочется быть Нотрадамусом; я скажу чего я не хотел бы слышать в 21 веке. Это всю нашу русскую попсу, бардовские слюнаво-сонливые песни, кулинарно-гастронамический джаз, погрязший в собственной важности и извращениях рок, а также современную одноклеточную музыку дискотек и баров плодящую зомби и терминаторов. Вот на этом все!

20. Спасибо за ответы. Желаю удачи. За вас!

A.N.: Спасибо за вопросы. Удачи и терпения. Всех благ!

Introduction / Interview: V.Edgar / GIAG, 1999



» 15 октября 2014 Международный Музыкальный Форум АПозиция Х
» 11 июля 2011 ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - полная дискография
» 24 сентября 2009 ДЕВОЧКА НИЧЕГО НЕ БОЙСЯ - Первые три альбома
» 25 августа 2008 FAR FROM MIND - 12,5: the early years anthology
» 14 сентября 2007 MONOCHROME VISION
» 13 июня 2006 Go East: фестиваль Radius в Зальцбурге
» 22 июля 2005 JAN AKKERMAN in Arkhangelsk
» 21 февраля 2005 Юрий Антонов - возвращаясь к напечатанному
» 31 января 2005 CAPRICE в Архангельске 13 декабря 2004 года
» 20 мая 2004 Восьмой Международный Фестиваль Сергея КУРЁХИНА (SKIF-8)
» 03 ноября 2003 LLAMA - электронная импровизационная музыка
» 19 сентября 2003 Владимир ТУРОВ: «Осень - и в Архангельске снова пахнет джазом!»
» 17 сентября 2003 О подлинниках и подделках в музыкальной индустрии
» 01 сентября 2003 KLAUS SCHULZE - Diskographie
» 22 августа 2003 ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР – история смерти
» 19 мая 2003 Алексей ЗАЕВ и Влад АФАНАСОВ "Когда начинается психиатрия" (2001)
» 27 марта 2003 Феномен маленьких пластинок Юрия Михайловича Антонова
» 14 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «Умер» «Рыбьи глаза» (1992)
» 14 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «Умер» «Мунда Ганда» (1991)
» 13 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «Умер» «Успокоение» (1991)
» 13 марта 2003 Алексей ЗАЕВ и группа «УМЕР» «На брюхе» (1991)
» 21 февраля 2003 АНТОН БАТАГОВ "Внутри у Макинтоша находится пустота."
» 20 февраля 2003 ЭКЗОТИКА - первая серия
» 20 февраля 2003 ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - интервью Сергея Богаева (1996 год)
» 27 декабря 2002 Интервью Алексея Шептунова с ансамблем девушек «Колибри»
» 26 декабря 2002 Интервью Алексея Шептунова с группой «Белый Острог»
» 01 января 2002 Обзоры
www.atvc.ru